Закон города Москвы "О законодательных актах города Москвы"

О законодательных актах города Москвы

Настоящий Закон принимается на основании Конституции Российской Федерации и устанавливает порядок внесения в Московскую городскую Думу проектов законодательных актов города Москвы, порядок их рассмотрения и принятия.

Статья 1. Законодательные акты города Москвы

Законодательными актами города Москвы являются:

1) законы города Москвы - нормативные правовые акты города Москвы высшей юридической силы, принимаемые Московской городской Думой или жителями Москвы на городском референдуме и подписываемые Мэром Москвы;

2) постановления Московской городской Думы - правовые акты города Москвы конкретно-регулирующего характера, принимаемые Думой по вопросам ее компетенции и подписываемые Председателем Думы.

Основным Законом города Москвы является Устав города Москвы.

Постановления Московской городской Думы могут содержать нормы временного применения или нормы, регулирующие правоотношения конкретно указанных лиц, порядок введения законов города Москвы в действие, если этот порядок имеет особенности и они не указаны в самом законе, предложения и рекомендации по вопросам компетенции Мэра Москвы и органов Московской городской администрации, адресованные Мэру Москвы и должностным лицам соответствующих органов. Постановления Московской городской Думы могут также регулировать иные правоотношения, связанные с компетенцией представительного органа власти города, в том числе с осуществлением контрольных функций.

Московская городская Дума, осуществляя полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает законодательные акты города Москвы по предметам ведения города Москвы и по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы в соответствии с изданными по предметам совместного ведения федеральными законами. До издания федеральных законов по предметам совместного ведения, согласно Конституции Российской Федерации, Федеративному Договору и Протоколу к нему, могут приниматься законы и иные нормативные правовые акты города Москвы с последующим приведением актов в соответствие с федеральными законами в случае их издания.

Московская городская Дума наряду с законодательными актами города Москвы принимает также правовые акты Думы по вопросам организации ее работы (решения), обязательные к исполнению депутатами Московской городской Думы и лицами, работающими в Думе.

Законодательные акты города Москвы, распоряжения Мэра Москвы и постановления Правительства Москвы образуют единую систему правовых актов города Москвы (городских правовых актов).

Статья 2. Право законодательной инициативы

Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит депутатам Московской городской Думы, комиссиям, рабочим группам и фракциям Московской городской Думы, Мэру Москвы, Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда Москвы, Прокурору Москвы, а также в порядке гражданской инициативы жителям Москвы.

Законодательная инициатива реализуется внесением в Московскую городскую Думу проекта законодательного акта города Москвы.

Субъекты законодательной инициативы в Московской городской Думе, перечисленные в настоящей статье, вправе вносить в Московскую городскую Думу проект постановления о законодательной инициативе Московской городской Думы в Государственной Думе. К проекту указанного постановления прилагается проект законодательного акта Российской Федерации, оформленный в соответствии с Регламентом Государственной Думы.

Статья 3. Законодательная инициатива жителей Москвы

Жители Москвы, обладающие избирательным правом, осуществляют законодательную инициативу путем внесения в Московскую городскую Думу петиций с предложениями принятия законодательных актов города Москвы, отмены или изменения ранее принятых законодательных актов. Петиции вносятся в порядке гражданской инициативы от имени не менее десяти тысяч граждан. Форма подписного листа утверждается Московской городской Думой.

Инициативная группа в составе не менее 50 человек регистрирует гражданскую инициативу в Московской городской Думе и получает официальный образец подписного листа.

Предложения, содержащиеся в петиции, вносятся в повестку заседаний Московской городской Думы без голосования, а также направляются Московской городской Думой Мэру Москвы.

Московская городская Дума (далее - Дума) и Мэр Москвы (далее - Мэр) рассматривают предложения, содержащиеся в петиции, или прилагаемый к петиции проект законодательного акта города Москвы (далее - проект законодательного акта) и принимают по ним решения в пределах своих полномочий в двухмесячный срок со дня официального внесения петиции.

Статья 4. Законодательная инициатива Мэра

Проекты законодательных актов города Москвы по вопросам формирования, исполнения, изменения бюджета города Москвы принимаются к рассмотрению на заседании Московской городской Думы по представлению Мэра, а по вопросам управления и распоряжения собственностью города Москвы и землей на территории Москвы - по представлению Мэра или при наличии его заключения. Для подготовки заключения Мэру предоставляется месячный срок со дня получения им проекта. Проект может рассматриваться без заключения с согласия Мэра или по истечении указанного срока.

Мэр вправе вносить проекты законодательных актов в Думу для рассмотрения в первоочередном порядке.

Статья 5. Основные этапы законодательной работы

Основными этапами законодательной работы являются:

1) планирование законодательной работы;

2) разработка и оформление проекта законодательного акта;

3) официальное внесение проекта законодательного акта в Думу;

4) предварительное обсуждение проекта законодательного акта;

5) рассмотрение проекта законодательного акта на заседаниях Думы и принятие законодательного акта Думой;

6) оформление, подписание и рассылка законодательного акта;

7) опубликование и введение в действие законодательного акта.

Статья 6. Планирование законодательной работы

План законодательной работы Думы может составляться на квартал или иной срок, установленный решением Думы.

Мэр планирует свою работу по подготовке и внесению в Думу проектов законодательных актов и направляет соответствующие предложения в Думу.

Расходы на разработку проектов законодательных актов Думой и Мэром предусматриваются в бюджете города.

Планирование законодательной работы не исключает возможности подготовки и внесения в Думу проектов законодательных актов вне плана.

Статья 7. Разработка и оформление проекта законодательного акта

Разработка и оформление проекта законодательного акта осуществляется субъектом законодательной инициативы с учетом изложенных в настоящем Законе требований, предъявляемых к структуре и языку законодательных актов города Москвы и к оформлению проекта.

Проект законодательного акта оформляется и подписывается субъектом законодательной инициативы или ответственным исполнителем по проекту - лицом, уполномоченным субъектом законодательной инициативы представлять проект на рассмотрение Думы и вносить от его имени поправки к проекту.

На проекте законодательного акта указываются:

1) слово "ПРОЕКТ", кем вносится проект и дата его внесения;

2) ознакомительные визы полномочного представителя Мэра в Думе и руководителя государственно-правового отдела Думы - под текстом проекта.

К проекту законодательного акта прилагается пояснительная записка с социально-экономическим и правовым обоснованием необходимости принятия акта, прогнозом последствий принятия акта, а также, если таковые имеются, - перечень правовых актов, которые необходимо изменить или признать утратившими силу, заключения государственно-правового отдела Думы, Мэра или его полномочного представителя в Думе, Государственно-правового управления мэрии, другие заключения, отзывы, сопроводительные документы.

Статья 8. Официальное внесение проекта законодательного акта в Думу

Официальным внесением проекта законодательного акта в Думу считается внесение проекта, оформленного в соответствии с требованиями статьи 7 настоящего Закона, на имя Председателя Думы. Датой официального внесения проекта считается дата его регистрации в Думе.

Председатель Думы направляет проект законодательного акта депутатам и в комиссии Думы, вправе предложить одной из комиссий провести предварительное обсуждение проекта, подготовить заключение к первому чтению проекта на заседаниях Думы.

Проект законодательного акта вносится в Думу не позднее, чем за две недели до планируемой даты его рассмотрения на заседании Думы. Проект, внесенный Мэром для рассмотрения в первоочередном порядке, принимается к рассмотрению в недельный срок. Сроки ознакомления депутатов с проектами законодательных актов устанавливаются Думой.

Проект бюджета города вносится в Думу не позднее, чем за полтора месяца до начала очередного финансового года. Проект бюджета города и отчет об исполнении бюджета не могут быть рассмотрены Думой ранее, чем через две недели после даты внесения их в Думу.

До принятия Думой проекта законодательного акта за основу субъект законодательной инициативы или ответственный исполнитель по проекту имеет право официально отозвать проект письменным заявлением или устным заявлением на заседании Думы.

Статья 9. Предварительное обсуждение проекта законодательного акта

С момента официального внесения проекта законодательного акта в Думу до его рассмотрения на заседании Думы может быть проведено предварительное обсуждение проекта в форме общегородского обсуждения, публичных или депутатских слушаний.

Наиболее важные проекты законодательных актов города Москвы по решению Думы или Мэра могут быть вынесены на общегородское обсуждение. Такие проекты публикуются в городской печати с указанием срока подачи предложений (не менее месяца со дня опубликования) и адреса, по которому должны направляться предложения. Результаты общегородского обсуждения подлежат опубликованию.

В рамках публичных слушаний, о проведении которых Дума принимает протокольное решение, осуществляется ознакомление депутатов с мнением экспертов и жителей Москвы по обсуждаемому проекту законодательного акта. Во время публичных слушаний ведется протокол.

Депутаты, комиссии, рабочие группы и фракции Думы вправе проводить обсуждения проектов законодательных актов и поправок к ним на любой стадии их подготовки и рассмотрения, проводить пресс-конференции и организовывать выступления в средствах массовой информации для ознакомления общественности со своей точкой зрения по обсуждаемым проектам.

На собрании депутатов, заседании комиссии, рабочей группы или фракции Думы может быть принято заключение по обсуждаемому проекту законодательного акта или по поправкам к нему. Заключение должно быть подготовлено комиссией или рабочей группой Думы, если Думой дано поручение. Заключение и результаты голосования по его принятию доводятся аппаратом Думы до сведения всех депутатов и заинтересованных лиц.

Статья 10. Процедура рассмотрения проекта законодательного акта на заседаниях Думы

Рассмотрение проекта законодательного акта на заседаниях Думы проводится в порядке, предусмотренном Регламентом Думы. На заседания Думы могут приглашаться эксперты, представители средств массовой информации, граждане. Приглашенные на заседания Думы представители городской администрации и эксперты пользуются правом приоритетного выступления.

Основными элементами процедуры рассмотрения проекта законодательного акта на заседаниях Думы являются:

1) доклад, содоклад в случаях, предусмотренных Регламентом Думы;

2) вопросы докладчику (содокладчику) и ответы на вопросы;

3) прения по обсуждаемому вопросу;

4) выступления по мотивам голосования и принятие проекта законодательного акта за основу;

5) внесение поправок к принятому за основу проекту;

6) голосования по поправкам;

7) выступления по мотивам голосования и принятие законодательного акта в целом.

Проект законодательного акта может пройти одно, два или три чтения на заседаниях Думы.

Первое чтение заключается в представлении проекта, проведении прений и завершается голосованием по вопросу о принятии проекта за основу.

Второе чтение проекта проводится после его принятия за основу в первом чтении, заключается в рассмотрении поправок к проекту и завершается голосованием по вопросу о принятии законодательного акта в целом или голосованием по вопросу о принятии проекта за основу во втором чтении.

Третье чтение проекта проводится после его принятия за основу во втором чтении, заключается в рассмотрении поправок к проекту и завершается голосованием по вопросу о принятии законодательного акта в целом.

Продолжительность перерывов между чтениями не может превышать месяца, если Дума не примет иного решения. Чтение проекта может проводиться на одном или нескольких заседаниях Думы.

Статья 11. Принятие проекта законодательного акта за основу

После окончания прений на голосование ставится вопрос о принятии проекта законодательного акта за основу.

Проект принимается за основу относительным большинством голосов, но не менее 1/3 от общего числа депутатов Думы.

Под общим числом депутатов Думы понимается число избранных и сохранивших полномочия депутатов Думы.

При голосовании по одному проекту относительным большинством голосов считается число голосов "за", которое больше, чем "против", а при голосовании по нескольким альтернативным проектам - наибольшее число голосов "за".

При наличии заключения на проект законодательного акта голосуется не само заключение, а проект законодательного акта.

Принятие проекта за основу означает, что данный текст будет дорабатываться путем внесения в него поправок.

При отсутствии заявлений о возможном внесении поправок к проекту, после его принятия за основу может быть проведено голосование по вопросу о принятии законодательного акта в целом.

Если проект законодательного акта не принят за основу, то Дума вправе дать поручения, связанные с подготовкой нового проекта, образовать рабочую группу или согласительную комиссию для подготовки нового проекта.

Статья 12. Рассмотрение альтернативных проектов

Рассмотрение альтернативных проектов осуществляется при их первом чтении в рамках проведения прений по соответствующему вопросу повестки дня заседаний и завершается голосованием по вопросу о принятии одного из проектов за основу.

При голосовании по вопросу о принятии за основу одного из альтернативных проектов депутат вправе голосовать за один или несколько проектов или не подавать свой голос ни за один из них (воздержаться от голосования). Если ни за один из проектов не подано достаточного числа голосов (не менее 1/3 от общего числа депутатов Думы), то проводится второй тур голосования по двум проектам, набравшим большее число голосов, чем другие проекты. Если и в этом случае ни за один из проектов не подано достаточного числа голосов, то проводится третий тур голосования по тому проекту, за который подано большее число голосов во втором туре.

Председатель Думы перед началом прений вправе определить посредством справочного голосования число депутатов, поддерживающих каждый из альтернативных проектов.

Если при справочном голосовании за несколько проектов подано число голосов не менее 1/3 от общего числа депутатов Думы или в том случае, если после проведения прений ни один из альтернативных проектов не принят за основу, то Дума вправе направить протокольным решением альтернативные проекты или некоторые из них в профильную комиссию Думы или в специально созданную согласительную комиссию для подготовки согласованного (единого) варианта проекта с последующим его представлением на первом чтении председателем указанной комиссии.

Статья 13. Внесение поправок к проекту законодательного акта и голосования Думы по поправкам

После принятия проекта законодательного акта за основу субъектам законодательной инициативы предоставляется не менее трех дней для внесения поправок в письменном виде, если Думой не принято иное решение.

Обязанности представления поправок на рассмотрение Думы выполняет редактор проекта законодательного акта (далее - редактор проекта). Редактором проекта является субъект законодательной инициативы или ответственный исполнитель по проекту, либо по предложению одного из них - определенный Думой депутат.

Редактор проекта рассматривает каждую поправку, рекомендует Думе принять или отклонить её, предлагает собственные поправки, обеспечивает рассмотрение всех поправок, поданных в порядке, установленном Регламентом Думы. Редактор проекта может быть заменен Думой, если он не выполняет свои обязанности в сроки, установленные Думой.

Рассмотрение поправок на заседании Думы начинается с доклада редактора проекта, содержащего аналитический обзор поданных поправок. В порядке, предусмотренном Регламентом Думы, может быть заслушан содоклад депутата, комиссии, рабочей группы, фракции Думы. После ответов на вопросы и заключительного слова докладчика, содокладчика проводятся голосования по поправкам.

Поправки к проекту законодательного акта принимаются относительным большинством голосов, но не менее 1/3 от общего числа депутатов Думы.

Последовательность рассмотрения поправок определяется редактором. Одобренные редактором поправки по его предложению голосуются одновременно (блоками), если ни один из субъектов законодательной инициативы не потребует отдельного голосования по конкретной поправке. Поправки, которые редактор рекомендует отклонить, ставятся на голосование, если на этом настаивают авторы поправок.

По инициативе редактора проекта все одобренные им поправки могут быть включены в текст проекта, принятого за основу в первом чтении. Полученный, таким образом, проект после обсуждения на заседании Думы выносится на голосование по вопросу о его принятии за основу во втором чтении.

Если проект принят за основу во втором чтении, то проводятся голосования по поправкам, которые редактор рекомендует отклонить, или по предложению редактора устанавливается срок подачи поправок к проекту, принятому за основу во втором чтении. В последнем случае, поправки, поданные к проекту, принятому за основу в первом чтении, и не включенные в текст проекта, принятого за основу во втором чтении, рассматриваются лишь в том случае, если они будут вновь поданы.

Если проект не принят за основу во втором чтении, то на текущем заседании Думы или на последующих заседаниях проводятся голосования по поправкам в порядке, предусмотренном частью 6 настоящей статьи.

При рассмотрении поправок к проекту постановления Думы, содержащему приложение, сначала рассматриваются поправки к приложению, а затем к тексту постановления.

Статья 14. Внесение поправок перед принятием законодательного акта в целом

После завершения рассмотрения всех поправок по предложению редактора проекта, депутата Думы или иного субъекта законодательной инициативы принятие законодательного акта в целом может быть отложено Думой на срок не более двух недель, в течение которого редактор обязан представить текст проекта с учетом всех принятых поправок и дать заключение о его внутренней непротиворечивости либо предложить поправки, устраняющие противоречия. Поправки редактора должны быть обсуждены и проголосованы на ближайшем заседании Думы.

Проект законодательного акта перед его принятием в целом направляется Мэру вместе со всеми принятыми Думой поправками в тех случаях, когда Мэр или его полномочный представитель заявляют о такой необходимости. Мэр в двухнедельный срок со дня получения проекта вправе направить в Думу свои поправки, которые должны быть обсуждены и проголосованы перед принятием законодательного акта в целом.

Статья 15. Принятие законодательного акта в целом

Законодательный акт города Москвы принимается в целом после принятия проекта за основу и рассмотрения поправок к нему в соответствии с Регламентом Думы.

Дума правомочна принимать законодательные акты города Москвы в целом, если на заседании Думы присутствуют (зарегистрированы) более половины от общего числа депутатов Думы.

Законы города Москвы и постановления Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Думы, если иное не установлено Уставом города Москвы или Регламентом Думы.

Законодательные акты после их принятия в целом и оформления в соответствии с требованиями настоящего Закона направляются Мэру.

Статья 16. Порядок повторного рассмотренияпринятого Думой закона города Москвы

Закон города Москвы подписывается Мэром в месячный срок со дня получения закона. Мэр в течение указанного срока вправе наложить вето на принятый Думой закон и направить закон на повторное рассмотрение Думы вместе со своими поправками или с отрицательным заключением.

Дума приступает к повторному рассмотрению закона в течение двух недель со дня его получения.

Каждая из поправок Мэра может быть отклонена Думой при повторном рассмотрении закона числом голосов не менее 2/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании. Не отклоненные поправки Мэра включаются в текст закона без голосования.

Если при повторном рассмотрении ни одна из поправок Мэра не отклонена, то Мэр подписывает закон в течение трех дней со дня его получения.

Если при повторном рассмотрении отклонена часть поправок Мэра, то закон направляется Мэру как вновь принятый.

Если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Думы и тем самым отклонено вето Мэра, то Мэр подписывает его в течение трех дней со дня получения закона.

Если при повторном рассмотрении закона Дума в течение месяца не направила его протокольным решением Мэру на подписание, то закон считается отклоненным.

Если Мэр не налагает вето на закон и не подписывает его в течение месяца или, если вето Мэра отклонено Думой, то закон считается принятым, подлежит опубликованию и введению в действие в те же сроки и на тех же условиях, как и закон, подписанный Мэром.

Статья 17. Порядок повторного рассмотрения принятого Думой постановления

Мэр вправе опротестовать постановление Думы в двухнедельный срок со дня его принятия, если оно противоречит законодательству или недостаточно обеспечено финансовыми ресурсами. Действие опротестованного постановления приостанавливается со дня вручения протеста Председателю Думы.

Дума в течение двух недель со дня вручения протеста проводит повторное рассмотрение постановления и голосование по вопросу об отклонении протеста.

Если протест будет отклонен на заседании Думы не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Думы, то постановление Думы считается введенным в действие с момента отклонения протеста Мэра. В противном случае постановление Думы считается утратившим силу.

Статья 18. Оформление, подписание и рассылка законодательного акта

В недельный срок после принятия законодательного акта в целом сотрудники аппарата Думы совместно с ответственным исполнителем осуществляют оформление законодательного акта.

На оборотной стороне титульного листа законодательного акта указывается:

1) дата принятия в целом, число голосов, поданных "за" и "против";

2) кем внесен проект;

3) фамилия, должность, номер телефона и подпись редактора проекта;

4) виза полномочного представителя Мэра в Думе;

5) виза представителя государственно-правового отдела Думы;

6) виза руководителя аппарата Думы;

7) для законов города Москвы - виза Председателя Думы;

8) список адресатов рассылки, не указанных в части 5 настоящей статьи.

При оформлении законодательного акта не допускается внесение правок, за исключением непосредственно оговоренных на соответствующих заседаниях Думы и корректорских правок протокольного отдела Думы.

Оформленный в соответствии с требованиями настоящей статьи законодательный акт сдается в протокольный отдел Думы, который в трехдневный срок направляет его на подписание.

Подписанный законодательный акт возвращается в протокольный отдел Думы и рассылается этим отделом в трехдневный срок каждому депутату Думы, руководителю аппарата Думы, государственно-правовому отделу Думы, информационно-аналитическому отделу Думы, пресс-центру Думы, официальным изданиям Думы и мэрии, Мэру, полномочному представителю Мэра, Управлению делами мэрии, Государственно-правовому управлению мэрии, отделу по связям с представительными органами государственной власти Правительства Москвы, Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда Москвы, Прокурору Москвы, другим заинтересованным лицам по списку, составленному Председателем Думы.

Статья 19. Опубликование и введение в действие законодательных актов

Законодательные акты города Москвы подлежат опубликованию в официальном издании Думы "Ведомости Московской Думы", а законы города Москвы, кроме того - в официальных изданиях мэрии: "Вестнике мэрии Москвы" и газете "Тверская, 13".

Официальным опубликованием законодательного акта города Москвы является его опубликование в "Ведомостях Московской Думы", "Вестнике мэрии Москвы", газете "Тверская, 13", а по решению Думы - также опубликование в иных изданиях.

Закон города Москвы вводится в действие (вступает в силу) через десять дней после его первого официального опубликования, если иное не указано в самом законе или в постановлении Думы о порядке введения закона в действие.

Постановление Думы вводится в действие (вступает в силу) с момента его опубликования, если в самом постановлении не оговорено иное.

Статья 20. Систематизация законодательных актов

Аппарат Думы регистрирует законодательные акты города Москвы в установленном Думой порядке, проводит методическую работу по систематизации законодательных актов города Москвы и осуществляет контроль за соблюдением правил юридической техники при их выпуске.

Статья 21. Исполнение законодательных актов

Законодательные акты города Москвы, принятые и введенные в действие в соответствии с настоящим Законом, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Москвы органами власти, самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Законодательные акты города Москвы подлежат государственной защите в суде и во всех иных формах, предусмотренных законодательством.

Невыполнение законодательных актов города Москвы влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде налагаемого в судебном порядке штрафа в размере от двукратной до двадцатикратной величины, установленной федеральным законом, минимальной месячной заработной платы, если законом Российской Федерации или законом города не предусмотрена другая ответственность.

Статья 22. Отмена, изменение или дополнение законодательного акта

Отмена, изменение или дополнение законодательного акта города Москвы осуществляется принятием законодательного акта города Москвы в той же форме - закона города Москвы или постановления Думы.

В законе города Москвы может быть предусмотрен особый порядок его отмены, изменения или дополнения.

Статья 23. Структура и язык законодательных актов

Закон города Москвы состоит из статей, имеющих сквозную нумерацию и названия. Статьи закона могут быть объединены в главы, имеющие нумерацию и названия.

Статьи закона состоят из частей, имеющих или не имеющих нумерацию.

Каждая часть начинается с абзаца. Часть состоит из нескольких абзацев в тех случаях, когда она имеет дефисы или пункты. Часть может состоять из нескольких абзацев также в тех случаях, когда части нумеруются. Если нумеруются части какой-либо статьи закона, то нумеруются также части всех других статей закона за исключением тех, которые содержат только один абзац, начинающийся с заглавной буквы.

Постановление Думы состоит из пунктов, имеющих сквозную нумерацию.

Постановления Думы могут иметь приложения ненормативного характера, а также приложения, содержащие нормы временного применения или нормы, регулирующие правоотношения конкретно указанных лиц. Указанные приложения нормативного характера оформляются в виде положений, состоящих из пунктов, имеющих сквозную нумерацию. Пункты положений могут быть объединены подзаголовками, пронумерованными римскими цифрами. В приложении к постановлению не может приниматься закон города Москвы.

Преамбула законодательного акта, как правило, должна содержать краткое законодательное обоснование со ссылками.

Законодательные акты города Москвы являются актами прямого действия и должны предусматривать процедуру реализации устанавливаемых норм. За нарушение законодательных актов города Москвы устанавливается ответственность.

Язык законодательного акта должен быть точным и лаконичным, исключающим двусмысленные толкования, декларации, повторы, неприменимые или невыполнимые на практике нормы, а также нормы, неисполнение которых не влечет последствий для правоприменителя.

При перечислении условий, все из которых должны быть выполнены, не допускается использование союза "или". При перечислении условий, из которых достаточно выполнения лишь одного, не допускается использование союза "и".

В законодательных актах города Москвы используются общепринятые или определенные законодательством понятия. При использовании понятий и выражений, которые могут иметь неоднозначное толкование, они должны быть определены в самом законодательном акте. Законы города Москвы могут содержать специальную статью, определяющую основные понятия и выражения, используемые в законе.

Статья 24. Разрешение споров

Споры между Московской городской Думой и Московской городской администрацией, возникающие по вопросам их компетенции, которые не нашли своего разрешения путем осуществления согласительных процедур, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации.

Споры между Думой и Мэром, возникающие по вопросам принятия законодательных актов города Москвы, решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более двух месяцев. При отсутствии согласия по истечении установленного срока рассмотрение спора может быть передано в Московский городской суд.

Статья 25. Заключительные положения

С момента введения в действие настоящего Закона утрачивает силу Закон города Москвы "О порядке опубликования и вступления в силу законов города Москвы".

До приведения Закона города Москвы - Регламента Московской городской Думы в соответствие с настоящим Законом, Дума руководствуется Регламентом в части, не противоречащей настоящему Закону.

После вступления в силу настоящего Закона, законы города Москвы, противоречащие нормам ранее принятого закона города Москвы, могут приниматься лишь при наличии в них статьи, устанавливающей такие изменения ранее принятого закона, которые исключают противоречия, или при указании на то, что ранее принятый закон утрачивает силу. Данное положение не распространяется на Устав города Москвы, принятие которого сопровождается установлением срока для приведения ранее принятых законодательных актов города Москвы в соответствие с Уставом города Москвы.

П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Москва, Московская городская Дума

14 декабря 1994 года

N 22

Разослано: депутатам Московской городской Думы- 34 экз., руководителю аппарата Думы, информационно-аналитическому отделу Думы- 3 экз., пресс-центру Думы, организационному отделу Думы- 2 экз., Мэру Москвы, заместителю премьера Правительства Москвы Петрову А.В.-3 экз., Управлению делами мэрии, Прокурору Москвы, Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда Москвы, "Ведомости Московской Думы" - 2 экз., "Московская правда", "Тверская, 13"

Лебедев Д.А.

229-01-19