О выборах Мэра и Вице-мэра Москвы

О выборах Мэра и Вице-мэра Москвы

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные принципы выборов

Мэр и Вице-мэр Москвы избираются жителями Москвы - гражданами Российской Федерации, имеющими место жительства в пределах города Москвы (далее - жители Москвы), на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие в выборах является добровольным.

Статья 2. Законодательство о выборах

Выборы Мэра и Вице-мэра Москвы проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 декабря 1994 года N 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Уставом города Москвы, настоящим Законом и Законом города Москвы от 17 мая 1995 года N 6 "О Московской городской избирательной комиссии".

Статья 3. Избирательные права жителей города Москвы

1. Житель города Москвы, зарегистрированный в качестве избирателя в установленном порядке и достигший на день выборов 18 лет (далее - избиратель, обладающий активным избирательным правом), вправе избирать Мэра и Вице-мэра Москвы.

2. Мэром и Вице-мэром Москвы могут быть избраны жители города Москвы, проживающие в соответствии с установленными правилами регистрации граждан не менее одного года в городе Москве и достигшие на день выборов 30 лет (далее - избиратели, обладающие пассивным избирательным правом).

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 4. Срок полномочий Мэра и Вице-мэра Москвы

Срок полномочий Мэра и Вице-мэра Москвы - 4 года.

Статья 5. Назначение выборов

1. Выборы Мэра и Вице-мэра Москвы назначаются Московской городской Думой.

2. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее трех месяцев. Дата проведения выборов согласовывается с Мэром Москвы.

3. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который был избран Мэр. Исчисление срока, на который был избран Мэр, начинается со дня его избрания. При соблюдении нормы, установленной частью 2 настоящей статьи, допускается совмещение даты выборов Мэра и Вице-мэра Москвы с ближайшей датой выборов в органы государственной власти, если такое совмещение изменяет срок полномочий Мэра и Вице-мэра не более чем на шесть месяцев.

4. При досрочном прекращении полномочий Мэра Москвы в порядке, предусмотренном Уставом и законами города Москвы, Московская городская Дума назначает внеочередные выборы Мэра Москвы. Днем выборов в этом случае объявляется первое воскресенье после истечения 3 месяцев со дня прекращения полномочий Мэра Москвы.

5. В случае, если Московская городская Дума не назначит выборы Мэра и Вице-мэра Москвы в установленный настоящей статьей срок, дату выборов объявляет Московская городская избирательная комиссия.

Статья 6. Право выдвижения кандидатов на должность Мэраи Вице-мэра Москвы

1. Право выдвижения кандидатов на должность Мэра принадлежит непосредственно избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

2. Право выдвижения кандидата на должность Вице-мэра принадлежит кандидату на должность Мэра.

Глава II. Списки избирателей

Статья 7. Список избирателей и порядок его составления

1. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой администрации района.

Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой администрации района по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие участковые избирательные комиссии не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

2. Список избирателей военнослужащих, имеющих место жительства в городе Москве и находящихся в воинских частях, расположенных на территории города, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения этих воинских частей, составляется на основании сведений, предоставленных командиром воинской части в сроки, установленные настоящей статьей. Указанные избиратели голосуют на общих избирательных участках.

При проведении выборов одновременно с выборами в федеральные органы государственной власти допускается голосование военнослужащих на избирательных участках, образуемых в воинских частях.

3. Жители Москвы, которые в день голосования будут находиться в больницах, санаториях, профилакториях, домах отдыха и иных местах временного проживания стационарного характера, включаются в список, составляемый на основании сведений, предоставленных руководителями данного учреждения.

4. Список избирателей составляется в двух экземплярах в алфавитном или ином порядке. В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства избирателей. Список избирателей составляется по форме, утвержденной Московской городской избирательной комиссией, и подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Второй экземпляр списка передается в территориальную избирательную комиссию.

Статья 8. Порядок включения граждан в список избирателей

1. В списки избирателей включаются жители Москвы, обладающие на день голосования включительно активным избирательным правом.

Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке по месту своего проживания.

2. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития.

3. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка в период после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также в силу различных обстоятельств не включенные в список избирателей, включаются по их просьбе участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и место жительства на территории данного избирательного участка.

Включение в дополнительный список избирателей, имеющих на это право в соответствии с настоящей статьей, допускается в любое время, в том числе и в день выборов.

Статья 9. Ознакомление избирателей со списком избирателей

1. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления в помещении участковой избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

2. Каждый избиратель вправе обжаловать невключение его в список избирателей, а также любую ошибку или неточность в списке избирателей. Заявление об этом подается в участковую избирательную комиссию.

В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. На основании решения вышестоящей избирательной комиссии или суда соответствующие исправления в списках избирателей производятся участковой избирательной комиссией немедленно.

3. Вносить изменения в списки избирателей после объявления председателем участковой избирательной комиссии голосования законченным запрещается.

Глава III. Избирательный округ и избирательные участки по выборам Мэра и Вице-мэра Москвы

Статья 10. Избирательный округ

1. Выборы Мэра и Вице-мэра Москвы проводятся по общегородскому избирательному округу. В состав избирательного округа входит вся территория города Москвы. Число избирателей в городе Москве устанавливается Московской городской избирательной комиссией по представлению Правительства Москвы не позднее чем за 85 дней до дня выборов.

2. Сведения о численности избирателей избирательного округа и месте нахождения Московской городской избирательной комиссии публикуются избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее чем за 80 дней до дня выборов.

Статья 11. Образование избирательных участков

1. Для проведения голосования по выборам Мэра и Вице-мэра Москвы и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

2. Избирательные участки образуются главой администрации района по согласованию с территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до дня выборов с учетом местных условий и создания максимальных удобств для избирателей. Участки образуются в пределах границ районов города Москвы из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке.

В больницах, санаториях, профилакториях, домах отдыха, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей избирательные участки могут образовываться в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов.

При проведении выборов одновременно с выборами в федеральные органы государственной власти допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных местах. В этих случаях избирательные участки образуются в соответствии с требованиями федерального законодательства.

3. Списки избирательных участков с указанием их границ, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования публикуются районной избирательной комиссией в средствах массовой информации или иным способом не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Глава IV. Избирательные комиссии по выборам Мэра и Вице-мэра Москвы

Статья 12. Система избирательных комиссий

1. Подготовку и проведение выборов Мэра и Вице-мэра Москвы осуществляют:

- Московская городская избирательная комиссия (далее - городская избирательная комиссия);

- территориальные-районные, Зеленоградская городская, поселковые (далее - территориальные избирательные комиссии);

- участковые избирательные комиссии.

2. Полномочия, порядок формирования и деятельности городской избирательной комиссии устанавливаются законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и Законом города Москвы от 17 мая 1995 года N 6 "О Московской городской избирательной комиссии".

3. Полномочия, порядок формирования и деятельности территориальных и участковых избирательных комиссий устанавливаются настоящим Законом.

4. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в Мэры и Вице-мэры Москвы, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. При возникновении таких обстоятельств член избирательной комиссии обращается в орган, образовавший комиссию, с письменным заявлением о сложении своих полномочий либо такое представление производится избирательной комиссией самостоятельно.

Статья 13. Порядок формирования и полномочия городской избирательной комиссии

1. Городская избирательная комиссия формируется в порядке, установленном Законом города Москвы от 17 мая 1995 года N 6 "О Московской городской избирательной комиссии".

2. Городская избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов Мэра и Вице-мэра Москвы:

- объявляет день выборов Мэра и Вице-мэра Москвы в случае,

определенном статьей 5 настоящего Закона;

- осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов Мэра и Вице-мэра Москвы;

- дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;

- обеспечивает равные правовые условия предвыборной деятельности для всех избирательных объединений, граждан и кандидатов в Мэры и Вице-мэры Москвы;

- устанавливает число избирателей в городе Москве и публикует его в средствах массовой информации;

- руководит работой территориальных и участковых избирательных комиссий;

- устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории города;

- рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных и участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;

- отменяет решения нижестоящих избирательных комиссий, противоречащие законодательству Российской Федерации и города Москвы;

- регистрирует избирательные блоки;

- принимает подписные листы в поддержку кандидатов в Мэры и Вице-мэры Москвы и проверяет правильность их заполнения;

- проводит регистрацию кандидатов на должности Мэра и Вице-мэра Москвы и публикует списки зарегистрированных кандидатов;

- выдает кандидатам в Мэры и Вице-мэры Москвы, доверенным лицам кандидатов удостоверения установленного образца;

- устанавливает форму избирательного бюллетеня, списков избирателей и других избирательных документов;

- утверждает текст избирательного бюллетеня, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими территориальных избирательных комиссий;

- утверждает образцы печатей избирательных комиссий и порядок пересылки и хранения избирательной документации;

- распределяет выделенные из городского бюджета денежные средства на проведение выборов и контролирует их целевое использование;

- решает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов;

- получает от территориальных избирательных комиссий протоколы о результатах выборов;

- устанавливает результаты выборов Мэра и Вице-мэра Москвы, регистрирует избранных Мэра и Вице-мэра Москвы, публикует в печати сообщение об итогах выборов;

- организует повторное голосование по выборам Мэра и Вице-мэра Москвы;

- организует повторные выборы Мэра Москвы;

- выдает избранным Мэру и Вице-мэру Москвы удостоверения;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 14. Порядок формирования и полномочия территориальной избирательной комиссии

1. Территориальные избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления районов, а при их отсутствии

- городской избирательной комиссией по представлению главы администрации района не позднее чем за 60 дней до дня выборов в составе 5-9 членов комиссии на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При проведении выборов одновременно с выборами в федеральные органы государственной власти формирование территориальных избирательных комиссий производится в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании.

2. Территориальная избирательная комиссия:

- осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов Мэра и Вице-мэра Москвы на соответствующей территории;

- устанавливает единую нумерацию избирательных участков на соответствующей территории;

- образует участковые избирательные комиссии в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

- информирует население об адресах и номерах телефонов участковых избирательных комиссий;

- координирует работу участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по ним мотивированные решения;

- наблюдает за составлением списков избирателей;

- распоряжается денежными средствами, выделенными городской избирательной комиссией на проведение выборов;

- обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов на должности Мэра и Вице-мэра Москвы и избирательных объединений;

- контролирует соблюдение на территории района правил размещения агитационных предвыборных материалов;

- организует доставку избирательных бюллетеней и иных документов участковым избирательным комиссиям;

- организует досрочное голосование в помещении территориальной избирательной комиссии;

- оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;

- устанавливает итоги голосования на соответствующей территории и сообщает их в городскую избирательную комиссию;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

4. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает после официального опубликования результатов выборов Мэра и Вице-мэра Москвы.

Статья 15. Порядок формирования и полномочия участковой избирательной комиссии

1. Участковые избирательные комиссии формируются выборным органом местного самоуправления, а при его отсутствии - территориальной избирательной комиссией по представлению главы администрации района не позднее чем за 45 дней до дня выборов в составе 5-10 членов комиссии на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.

В случаях, предусмотренных статьей 11 настоящего Закона, участковые избирательные комиссии могут формироваться в более поздние сроки, но не позднее чем за пять дней до выборов.

Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием из числа ее членов на первом заседании комиссии.

2. Участковая избирательная комиссия:

- составляет основной и дополнительный списки избирателей по избирательному участку;

- проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

- оповещает население о месте нахождения, номере телефона избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;

- контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов в порядке, установленном настоящим Законом;

- обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования избирательного участка;

- организует на своем избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;

- производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на участке и передает протоколы с результатами голосования в территориальную избирательную комиссию;

- рассматривает жалобы (заявления) по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним мотивированные решения;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

3. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после официального опубликования результатов выборов Мэра и Вице-мэра Москвы.

Статья 16. Члены избирательных комиссий с совещательным голосом

1. После регистрации кандидата в Мэры Москвы избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в городскую, территориальные и участковые избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии. Они должны оповещаться о проводимых заседаниях и имеют право присутствовать и выступать на заседаниях избирательной комиссии, принимать участие в иных мероприятиях, проводимых избирательной комиссией.

При принятии решений избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.

2. Полномочия членов городской избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидат или избирательное объединение, их назначившие, был избран, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на должность Мэра Москвы на следующих выборах Мэра Москвы.

Полномочия других членов городской избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после официального опубликования итогов выборов. Срок полномочий членов территориальной и участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса истекает одновременно со сроком полномочий этих избирательных комиссий.

Статья 17. Организация деятельности избирательных комиссий

1. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, их должностные лица, а также средства массовой информации обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов или в день выборов - немедленно, а также предоставлять возможность для размещения в средствах массовой информации сообщений избирательных комиссий в порядке, установленном настоящим Законом и иными законодательными актами города Москвы.

3. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.

4. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее 1/3 членов комиссии с правом решающего голоса.

Все члены избирательной комиссии заблаговременно извещаются о ее заседаниях. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса обязаны присутствовать на всех ее заседаниях.

5. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об особых мнениях членов избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

При принятии решений избирательными комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим.

Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.

6. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.

7. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, настоящему Закону и иным законодательным актам города Москвы, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.

8. Члены избирательной комиссии вправе:

- выступать на заседании избирательной комиссии;

- вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;

- знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов;

- задавать другим участникам вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу.

9. По решениям территориальных и участковых избирательных комиссий председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены избирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы. Оплата их труда производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий, в течение срока, не превышающего для территориальных комиссий - 60 дней, для участковых комиссий - 45 дней.

10. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению избирательной комиссии в случаях:

- письменного заявления члена избирательной комиссии о сложении cвоих полномочий;

- утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации или выезда на постоянное жительство за пределы города Москвы;

- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;

- признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим;

- смерти члена избирательной комиссии.

Назначение нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего производится по решению органа, образовавшего комиссию.

11. В течение срока полномочий член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть привлечен без согласия Прокурора Москвы к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Статья 18. Гласность в деятельности избирательных комиссий

1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто.

2. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений, инициативных групп избирателей и представители средств массовой информации.

При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

3. Решения городской и территориальных избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные настоящим Законом.

Статья 19. Наблюдатели от кандидатов, общественных и избирательных объединений, иностранные (международные)наблюдатели

1. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательном участке вправе присутствовать наблюдатели, направленные кандидатами, общественными и избирательными объединениями, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, общественным или избирательным объединением, чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта (удостоверения личности, его заменяющего).

2. Наблюдатели вправе:

- присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования;

- обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями.

3. Обо всех замеченных нарушениях избирательного законодательства в день голосования наблюдатели имеют право поставить в известность участковую избирательную комиссию, вышестоящую избирательную комиссию, средства массовой информации, а также общественное или избирательное объединение или международную организацию, направившую наблюдателя.

4. Наблюдатели не должны нарушать порядок работы участковой избирательной комиссии и вмешиваться в ход голосования и порядок подведения его итогов.

Решением участковой избирательной комиссии наблюдатели, нарушающие порядок работы комиссии, тайну голосования и пытающиеся повлиять на волеизъявление избирателя, удаляются из помещения для голосования.

Статья 20. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

1. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решение суда по существу жалобы является окончательным.

2. Решения избирательных комиссий по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в избирательную комиссию, а за 5 дней до выборов и в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

3. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, отменив при этом решение нижестоящей комиссии.

Глава V. Выдвижение и регистрация кандидатов

Статья 21. Избирательные объединения, избирательные блоки

1. Избирательным объединением является региональное (городское) общественное объединение или региональное (городское) отделение общероссийского или межрегионального общественного объединения, действующее на территории города Москвы, устав которого предусматривает участие в выборах в органы власти путем выдвижения кандидатов и зарегистрирован, соответственно, Управлением юстиции города Москвы или Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за 6 месяцев до объявления дня выборов. О своем намерении участвовать в выборах избирательное объединение сообщает в городскую избирательную комиссию.

2. Избирательные объединения могут объединяться в избирательные блоки. В случае вхождения в состав блока избирательное объединение не может выступать на тех же выборах в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.

Решение о создании избирательного блока принимается общественными объединениями в порядке, определенном их уставами.

3. Избирательные блоки регистрируются городской избирательной комиссией не позднее чем за 65 дней до дня выборов. Регистрация производится в трехдневный срок после представления в избирательную комиссию копий свидетельства о государственной регистрации соответствующих объединений и совместного решения избирательных объединений о создании избирательного блока.

Избирательным объединениям, заявившим о своем участии в выборах, и зарегистрированным избирательным блокам городская избирательная комиссия выдает справку установленного образца.

Избирательные блоки пользуются правами избирательных объединений.

Все избирательные объединения и блоки участвуют в выборах на равных основаниях.

Избирательные объединения назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом, представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательных объединений в выборах.

Статья 22. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями

1. Выдвижение кандидатов на должность Мэра Москвы избирательными объединениями производится на собраниях (съездах, конференциях) избирательных объединений. Выдвижение начинается после регистрации избирательного объединения в городской избирательной комиссии и заканчивается не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Выдвижение кандидатов производится по общегородскому избирательному округу, при этом от каждого избирательного объединения может быть выдвинут лишь один кандидат.

Избирательное объединение вправе выдвинуть кандидатом любого жителя Москвы, обладающего пассивным избирательным правом.

2. Решение о выдвижении кандидата от избирательного объединения принимается тайным голосованием.

3. О выдвижении кандидата избирательное объединение представляет в городскую избирательную комиссию протокол по установленной форме (приложение 1). Одновременно кандидат представляет в городскую избирательную комиссию свое представление по кандидатуре на должность Вице-мэра Москвы.

4. Городская избирательная комиссия в тот же день рассматривает представленные документы и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения расписку о приеме документов о выдвижении кандидата. Отказ в приеме документов может быть обжалован в Московский городской суд.

5. Выдвижение кандидатов избирательными блоками производится аналогичным порядком.

Статья 23. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями

1. Для выдвижения кандидатов и проведения собраний избирателей образуется инициативная группа избирателей.

Каждый житель Москвы или группа жителей Москвы, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей в количестве не менее 50 человек.

Инициативная группа избирателей обращается в городскую избирательную комиссию с ходатайством в письменной форме о регистрации группы. В ходатайстве указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер и серия паспорта (удостоверения личности, его заменяющего), личная подпись каждого члена инициативной группы избирателей. Регистрация инициативной группы производится в трехдневный срок.

2. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями заканчивается не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

3. Решение о выдвижении кандидата на должность Мэра Москвы принимается на собрании инициативной группы после ее регистрации в городской избирательной комиссии. Собрание правомочно, если в нем приняло участие не менее 2/3 от общего состава инициативной группы. Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа избирателей, принимавших участие в собрании.

Протокол собрания инициативной группы избирателей по установленной настоящим Законом форме (приложение 1) представляется в городскую избирательную комиссию.

Статья 24. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность Мэра и Вице-мэра Москвы

1. В поддержку решения о выдвижении кандидата избирательное объединение, инициативная группа либо сам кандидат собирает подписи избирателей. Сбор подписей может производиться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом.

Сбор подписей начинается после выдачи городской избирательной комиссией уполномоченному представителю кандидата или избирательного объединения, или кандидату письменного подтверждения о принятии документов о выдвижении кандидата и заверенных бланков подписных листов, изготовляемых избирательным объединением, инициативной группой избирателей или кандидатом по установленной настоящим Законом форме (приложение 2).

Сбор подписей заканчивается не позднее 30 дней до дня выборов.

2. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, должно составлять не менее одного процента от общего числа избирателей города Москвы, при этом на один административный округ города Москвы должно приходиться не более 15 процентов от требуемого общего числа подписей.

Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства избирателей. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий при сборе подписей.

3. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата на должность Мэра и кандидата на должность Вице-мэра Москвы.

Избиратель вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений и инициативных групп избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.

Избиратель, ставя свою подпись в подписном листе, указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения ( в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также дату внесения подписи. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, и уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы избирателей.

4. При сборе подписей обеспечивается порядок, исключающий принуждение и подкуп избирателей в любых формах.

Статья 25. Регистрация кандидата

1. Для регистрации кандидата уполномоченный представитель избирательного объединения либо инициативной группы избирателей, или сам кандидат представляет в городскую избирательную комиссию до 18 часов не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы и личное заявление кандидата об его согласии баллотироваться на должность Мэра и Вице-мэра Москвы.

2. Подписные листы представляются в городскую избирательную комиссию сброшюрованными и пронумерованными по соответствующим административным округам города Москвы. При их приемке избирательная комиссия проверяет соответствие подписных листов установленному образцу, заверяет каждый подписной лист подписью члена избирательной комиссии и печатью избирательной комиссии, просчитывает общее количество подписных листов и выдает уполномоченному избирательного объединения либо инициативной группы избирателей, или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов.

Городская избирательная комиссия в течение 5 дней, не считая день принятия документов, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

При проверке городской избирательной комиссией правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители избирательных объединений и групп избирателей, а также кандидаты на должность Мэра и Вице-мэра Москвы.

В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей городская избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов. Избирательная комиссия вправе уменьшать общее число собранных подписей на число подписей, которое она признала недействительными.

При выявлении подложных подписных листов или отдельных подписей в этих листах городская избирательная комиссия вправе отказать кандидату в регистрации.

В случае отказа зарегистрировать кандидата городская избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы избирателей копию решения комиссии с изложением мотивов отказа.

3. О регистрации кандидатов городская избирательная комиссия составляет протокол.

4. Городская избирательная комиссия не позднее чем на четвертый день после регистрации кандидатов публикует в печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы каждого кандидата на должность Мэра Москвы и кем он выдвинут. Одновременно публикуются данные о кандидатах на должность Вице-мэра Москвы.

5. Каждому зарегистрированному кандидату на должность Мэра и Вице-мэра Москвы городская избирательная комиссия выдает удостоверение установленного образца с указанием даты и времени регистрации.

6. Избирательное объединение, инициативная группа избирателей вправе в любое время до дня выборов снять выдвинутую им кандидатуру на должность Мэра Москвы. Решение об этом принимается тем же органом и в том же порядке, что и при выдвижении кандидата.

Кандидат также вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.

При снятии избирательным объединением, инициативной группой избирателей либо кандидатом своей кандидатуры по иным причинам, кроме болезни или утраты пассивного избирательного права, избирательное объединение, либо кандидат возвращают денежные средства, затраченные на подготовку выборов, в размере, определяемом городской избирательной комиссией.

7. В случае, если в период после завершения регистрации до дня выборов остается менее двух кандидатов, по решению городской избирательной комиссии выборы откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

8. Кандидат может иметь до ста доверенных лиц. Доверенные лица регистрируются городской избирательной комиссией по представлению кандидата. Доверенным лицам выдается соответствующее удостоверение.

Администрация предприятий, организаций и учреждений (работодатель) обязана предоставить доверенным лицам по их просьбе на время проведения выборов неоплачиваемый отпуск. Кандидат вправе в любое время отозвать или заменить доверенных лиц, уведомив об этом городскую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.

9. Решение городской избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в Московский городской суд.

Глава VI. Статус кандидатов

Статья 26. Равенство кандидатов

Все зарегистрированные кандидаты на должность Мэра и Вице-мэра Москвы обладают равными правами и несут равные обязанности.

Статья 27. Гарантии деятельности кандидатов

1. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время участия в выборах (до опубликования итогов выборов) освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Мэр и Вице-мэр Москвы, вновь выдвинутые кандидатами и зарегистрированные в данном качестве, продолжают выполнять свои полномочия, но не должны на период выборов пользоваться преимуществом своего служебного положения. Другие кандидаты после регистрации на время участия в выборах освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы по их личным заявлениям.

В течение этого срока городская избирательная комиссия за счет денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает им денежную компенсацию в размере, не превышающем десятикратный размер минимальной заработной платы, установленный федеральным законом на день назначения выборов (далее - минимальный размер оплаты труда).

2. Во время проведения выборов кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу или должность. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

Кандидат со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов не может быть привлечен без согласия Прокурора Москвы к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче такого согласия Прокурор Москвы извещает городскую избирательную комиссию.

Кандидаты со дня их регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеют право бесплатно пользоваться на территории города Москвы любыми видами общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта.

3. При нарушении кандидатом требований настоящего Закона городская избирательная комиссия выносит ему письменное предупреждение, а при повторном нарушении может отменить решение о регистрации этого кандидата, о чем доводится до сведения избирателей и кандидата.

4. Гарантии и требования, указанные в настоящей статье, распространяются и на кандидата на должность Вице-мэра Москвы.

Глава VII. Предвыборная агитация

Статья 28. Право на предвыборную агитацию

1. Жители Москвы, кандидаты, избирательные объединения, инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию.

2. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов, а также в других не запрещенных законом формах.

3. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления при исполнении ими служебных обязанностей, воинские части, военные учреждения и организации, благотворительные организации и религиозные объединения.

4. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.

Журналистам, должностным лицам средств массовой информации и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

Статья 29. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации и распространения агитационных печатных материалов

1. Кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Кандидаты имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.

2. Кандидаты имеют равные права на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам телерадиокомпаний и кабельного телевидения в порядке, определяемом городской избирательной комиссией.

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти города Москвы либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из городского бюджета и государственных внебюджетных фондов, обязаны в порядке, установленном городской избирательной комиссией, обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, в том числе при дополнительной оплате кандидатами эфирного времени.

3. Избирательные объединения, инициативные группы избирателей, кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.

Не позднее чем за 30 дней до дня выборов администрация района обязана оборудовать специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями. Количество информационных стендов, места их установки определяются территориальными избирательными комиссиями по предложению глав администрации районов, исходя из особенностей территории избирательного участка, однако их должно быть не менее двух в пределах территории каждого избирательного участка. В других местах вывешивание агитационных печатных материалов разрешается с согласия собственника или владельца зданий или сооружений. В помещениях избирательных комиссий и местах голосования агитационные печатные материалы не вывешиваются.

4. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Порядок использования помещений для этих целей устанавливается городской избирательной комиссией. При этом избирательная комиссия обязана обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.

Статья 30. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации

1. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

2. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, в том числе агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

В случае совершения указанных нарушений городская избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата.

3. Не допускается также агитация против кандидата с распространением ложных сведений.

Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатных или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных), ценных бумаг и выплатой денежных средств.

Кандидаты, избирательные объединения, инициативные группы избирателей и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной агитационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и т.п.), проводить льготные распродажи товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов, а также значки, специально изготовленные для избирательной кампании. Не допускается при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ.

В случае совершения указанных действий городская избирательная комиссия вправе отменить решение о регистрации кандидата.

Статья 31. Сроки проведения предвыборной агитации

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов накануне дня, предшествующего дню выборов.

В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.

Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные на территории избирательных участков, могут сохраняться на прежних местах.

В течение 3 дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Глава VIII. Финансирование выборов

Статья 32. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов

1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Мэра и Вице-мэра Москвы, а также по обеспечению деятельности этих избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств, выделяемых из городского бюджета.

Средства, выделенные на проведение выборов, поступают в распоряжение городской избирательной комиссии и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями. Распорядителями денежных средств являются председатели избирательных комиссий.

2. Участковые избирательные комиссии представляют отчеты о расходовании денежных средств в территориальные избирательные комиссии не позднее 3 дней после выборов.

3. Территориальные избирательные комиссии представляют отчеты о расходовании выделенных им средств в городскую избирательную комиссию не позднее 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

4. Городская избирательная комиссия представляет отчет о расходовании выделенных ей средств в Московскую городскую Думу и Правительство Москвы не позднее 2 месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет передается городской избирательной комиссией в средства массовой информации не позднее 1 месяца со дня его представления в Московскую городскую Думу и Правительство Москвы.

Статья 33. Избирательные фонды кандидатов и порядок их создания

1. Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации с открытием специальных временных счетов в отделениях банков с разрешения городской избирательной комиссии после регистрации кандидата.

2. Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств:

- средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию городской избирательной комиссией;

- собственных средств кандидата, которые не могут превышать 500-кратный минимальный размер оплаты труда;

- средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, инициативной группой избирателей, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1500 раз;

- добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Размер пожертвования физического лица в избирательный фонд

кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 20 раз. Размер пожертвования юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 2000 раз.

Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 10 тысяч раз.

Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны:

- иностранных государств, организаций и граждан;

- российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов;

- международных организаций и международных общественных движений;

- органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

- воинских частей, военных учреждений и организаций;

- благотворительных организаций и религиозных объединений.

Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законодательством.

3. Кандидатам запрещается использование иных денежных средств для ведения предвыборной агитации, кроме средств, объединенных избирательными фондами.

Если кандидат использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в их избирательные фонды, городская избирательная комиссия вправе обратиться в Московский городской суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата.

4. Банки предоставляют сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов в городскую избирательную комиссию в трехдневный срок со дня их поступления.

Если добровольные пожертвования поступили в избирательный фонд кандидата от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в превышающих предусмотренных настоящей статьей размерах, кандидат обязан вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в доход бюджета города Москвы.

Банки предоставляют сведения о расходовании денежных средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов, в городскую избирательную комиссию по ее письменному запросу.

Все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов, открываемыми для формирования их избирательных фондов, прекращаются в день выборов. Городская избирательная комиссия может на основании соответствующего ходатайства кандидата продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов.

5. Городская избирательная комиссия обязана публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом. Кандидат не позднее чем через 30 дней по окончании выборов представляет в городскую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания его избирательного фонда, а также о всех произведенных затратах. Городская избирательная комиссия не позднее чем через 5 дней передает указанный отчет в средства массовой информации.

Статья 34. Порядок расходования средств избирательных фондов

Порядок открытия и ведения специальных временных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам.

Остатки денежных средств на счетах избирательных фондов кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета городской избирательной комиссии, организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.

Глава IX. Голосование и определение результатов выборов

Статья 35. Время для голосования и досрочное голосование

1. Голосование на выборах Мэра и Вице-мэра Москвы проводится в день выборов с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии оповещают избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения.

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех выдвинутых кандидатах на должность Мэра и Вице-мэра Москвы. В информационных материалах не должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней не должны содержать фамилии баллотирующихся кандидатов.

2. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной (за 15-2 дня до выборов) или участковой (за 1 день до выборов) избирательной комиссии.

Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей территориальной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной избирательной комиссии. На месте склейки конверта ставится печать соответствующей избирательной комиссии либо подписи двух ее членов с правом решающего голоса. Территориальные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия отмечает проголосовавших таким образом избирателей в своем экземпляре списка избирателей.

Досрочное голосование в помещении избирательного участка осуществляется в аналогичном порядке.

Статья 36. Избирательный бюллетень

1. Текст избирательного бюллетеня утверждает городская избирательная комиссия. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства каждого кандидата, кем выдвинут кандидат, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному объединению, если таковая имеется. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его политическая принадлежность указывается только по желанию самого кандидата.

После данных о кандидате в Мэры Москвы в бюллетене указываются фамилия, имя, отчество кандидата в Вице-мэры Москвы.

Справа от данных о каждом кандидате в Мэры помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.

Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке его заполнения.

Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.

2. Избирательные бюллетени печатаются по решению городской избирательной комиссии и пересылаются территориальным избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за день до выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на половину одного процента.

На обороте избирательного бюллетеня ставится печать участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии.

3. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, территориальные или участковые избирательные комиссии по указанию городской избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах.

Статья 37. Порядок голосования

1. В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями избирателей, проголосовавших досрочно, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. Число бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.

В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из этого конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт.

После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей получать избирательные бюллетени и приступить к голосованию.

2. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.

В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня" с указанием своей фамилии.

3. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Специально оборудованные кабины или комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо в позиции "против всех кандидатов".

В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем, а также доверенным лицом кандидата. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.

Заполненный избирательный бюллетень опускается избирателем в избирательный ящик, который должен находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Число избирательных ящиков устанавливается участковой избирательной комиссией.

4. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Для этих целей у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись.

Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие для проведения голосования по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список избирателей, в котором делается соответствующая отметка о голосовании.

Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

5. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный комиссией.

6. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.

7. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

Статья 38. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями

1. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов и избирательные объединения.

2. Перед началом подсчета голосов председатель с привлечением других членов участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии, наблюдателей, представителей избирательных объединений и кандидатов подсчитывает и погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, которое заносится в протокол. Затем на основании списков избирателей устанавливается число зарегистрированных избирателей и число избирательных бюллетеней, выданных избирателям (по числу отметок о получении избирательных бюллетеней). Эти данные оглашаются и заносятся в протокол участковой избирательной комиссии. После этого председатель комиссии проверяет сохранность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.

3. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находившихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. Если бюллетеней окажется больше чем имеется заявлений, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, признаются недействительными.

При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, в том числе бюллетени, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. К таким бюллетеням относятся бюллетени, изготовленные не по установленному городской избирательной комиссией образцу, имеющие иной по сравнению с утвержденным избирательной комиссией текст, а также бюллетени, не заверенные подписью членов комиссии или ее печатью. Эти бюллетени отделяются от остальных, и их число указывается в протоколе.

При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.

4. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. Протокол печатается на пишущей машинке либо заполняется от руки разборчиво, стойкими чернилами. Исправления в протоколе не допускаются.

5. В протоколе об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии указывают следующие данные:

- общее число зарегистрированных избирателей (с учетом избирателей, внесенных в дополнительный список);

- число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

- общее число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, в том числе:

- выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;

- выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;

- выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;

- число погашенных избирательных бюллетеней;

- число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках;

- число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках;

- число действительных избирательных бюллетеней;

- число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);

- фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;

- число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата, включенного в избирательный бюллетень;

- число голосов, поданных против всех кандидатов.

При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержанием, вправе высказать особое мнение, которое в письменном виде прилагается к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в территориальную избирательную комиссию. К протоколу прилагаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками избирателей и другими документами комиссии, после окончания ее работы, передается на хранение в территориальную избирательную комиссию.

При наличии письменного заявления наблюдателя с указанием мотивов обращения председатель участковой избирательной комиссии вправе организовать проведение однократного повторного подсчета голосов по одному из кандидатов.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола территориальная или городская избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) территориальной или городской избирательной комиссии.

По требованию любого члена участковой избирательной комиссии, кандидата, доверенного лица кандидата или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования.

Статья 39. Установление результатов голосования территориальными избирательными комиссиями

1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия в соответствии с настоящим Законом устанавливает результаты голосования по району, поселку, городу Зеленограду. Члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты голосования лично.

О результатах голосования по соответствующей территории составляется протокол. Протокол печатается на пишущей машинке либо заполняется от руки разборчиво, стойкими чернилами. Исправления в протоколе не допускаются.

2. В протоколе территориальная избирательная комиссия указывает число участковых избирательных комиссий на соответствующей территории и число протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составлен протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий, установленные п.5 статьи 38 настоящего Закона.

3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии с правом решающего голоса. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в городскую избирательную комиссию, второй хранится в комиссии до окончания ее работы.

К экземпляру протокола, направляемому в городскую избирательную комиссию, прилагаются протоколы участковых избирательных комиссий, особые мнения членов избирательных комиссий, сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, жалобы, поступившие в комиссии, и принятые по ним решения.

При подписании протокола члены территориальной избирательной комиссии, не согласные с решением комиссии, вправе высказать особое мнение, которое в письменном виде прилагается к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Статья 40. Установление результатов выборов

1. На основании протоколов территориальных избирательных комиссий и сводных таблиц с итогами голосования по каждому избирательному участку путем сложения содержащихся в них данных городская избирательная комиссия в соответствии с настоящим Законом устанавливает результаты выборов. Члены городской избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично.

О результатах выборов составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами городской избирательной комиссии с правом решающего голоса.

2. В протоколе городская избирательная комиссия указывает:

- количество территориальных избирательных комиссий;

- количество протоколов территориальных избирательных комиссий, на основании которых составлен настоящий протокол;

- общее число избирателей, включенных в списки избирателей по городскому избирательному округу;

- число бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;

- общее число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, в том числе:

- выданных избирателям на избирательных участках в день выборов;

- выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;

- выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования;

- число погашенных избирательных бюллетеней;

- число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках;

- число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках;

- число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

- число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);

- фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах, число голосов избирателей, поданных за каждого из них;

- число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

Далее указывается одно из следующих решений:

- признание избранными кандидатов на должность Мэра и Вице-мэра Москвы;

- признание выборов недействительными;

- признание выборов несостоявшимися.

3. Избранным на должность Мэра Москвы признается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках.

Городская избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания подачи голосов. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней.

Городская избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

4. При подписании протокола члены городской избирательной комиссии, не согласные с решением комиссии, вправе высказать особое мнение, которое в письменном виде прилагается к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

К протоколу о результатах выборов Мэра Москвы прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех территориальных избирательных комиссий.

5. Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения.

Копия протокола о результатах выборов представляется для ознакомления всем присутствующим на заседании городской избирательной комиссии наблюдателям и членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 41. Повторное голосование

В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, городская избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Повторное голосование проводится не позднее чем через 15-дневный срок со дня установления результатов общих выборов с соблюдением требований настоящего Закона, за исключением требований, изложенных в части 2 п. 3 статьи 40. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации в течение двух суток со дня принятия соответствующего решения городской избирательной комиссией.

Если до проведения повторного голосования остался один кандидат, по решению городской избирательной комиссии вторым кандидатом для проведения повторного голосования признается кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов после кандидатов, по которым городская избирательная комиссия первоначально назначила повторное голосование.

По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Статья 42. Регистрация избранных Мэра и Вице-мэра Москвы

1. Городская избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидатов, избранных Мэром и Вице-мэром Москвы и не позднее чем в трехдневный срок после подведения итогов выборов регистрирует избранных Мэра и Вице-мэра Москвы.

2. После опубликования общих итогов выборов городская избирательная комиссия выдает Мэру и Вице-мэру Москвы удостоверения об их избрании.

Статья 43. Опубликование итогов голосования и результатов выборов

1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, району, поселку, городу Зеленограду, результаты выборов в целом по городскому избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, предоставляются для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой информации.

2. Городская избирательная комиссия направляет официальное сообщение о результатах выборов в средства массовой информации в течение 3 дней с момента подписания протокола.

Статья 44. Использование автоматизированной информационной системы

1. В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы избирательная комиссия образует группу из числа членов избирательной комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее.

2. С момента начала голосования до момента подписания протокола об итогах выборов городской избирательной комиссией автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и результатами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям.

В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих избирательных комиссий информационным центрам нижестоящих избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации.

3. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.

4. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля избирательной комиссии за использованием автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение информации.

Статья 45. Порядок хранения избирательных документов

Документация избирательных комиссий всех уровней подлежит хранению в течение сроков и в порядке, установленном городской избирательной комиссией. При этом сроки хранения избирательных бюллетеней должны быть не менее одного года со дня выборов, а протоколов избирательных комиссий - не менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.

Глава X. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Статья 46. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Лица, путем подкупа, обмана, применения физической силы или угрозы ее применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов избирателей или иным путем препятствующие свободному осуществлению избирателем права избирать и быть избранным на должность Мэра и Вице-мэра Москвы либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, препятствующие законной деятельности доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей, или условиям проведения предвыборной агитации, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Глава XI. Повторные выборы

Статья 47. Повторные выборы

Если выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, или, если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран, городская избирательная комиссия в десятидневный срок принимает решение о проведении повторных выборов. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на 1/3. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов территориальными и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов.

Статья 48. Проведение досрочных выборов Мэра Москвы

В случае досрочного прекращения полномочий Мэра Москвы по тем или иным причинам и невозможности выполнения его полномочий Вице-мэром в трехмесячный срок с момента выбытия Мэра проводятся новые выборы. Выборы назначаются и организуются в соответствии с настоящим Законом.

Глава XII. Заключительные положения

Статья 49. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его первого официального опубликования.

П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Москва, Московская городская Дума

27 сентября 1995 года

N 21

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Закону города Москвы

от 27 сентября 1995 года

N 21

ПРОТОКОЛ

собрания (конференции, съезда) избирательного объединения,

избирательного блока, инициативной группы избирателей

__________________________________________________________

(название избирательного объединения, избирательного блока,

инициативной группы избирателей)

по выдвижению кандидата на должность Мэра Москвы.

Дата проведения "__"__________ 199_ года.

Присутствовали: (Указать число членов избирательного объединения, избранных представителями на конференцию, съезд или число членов инициативной группы, а также число присутствующих на съезде, собрании).

Председатель:

Секретарь:

Повестка дня:

1. Выдвижение кандидата на должность Мэра Москвы

2. Об уполномоченном представителе избирательного объединения (инициативной группы).

Постановили:

1. Выдвинуть кандидатом на должность Мэра Москвы

Указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий) и место жительства выдвигаемого кандидата на должность Мэра Москвы).

Результаты голосования:

2. Избрать уполномоченным представителем избирательного объединения (собрания избирателей)_________________________________

(Указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства уполномоченного представителя избирательного объединения (блока).

Результаты голосования:

Председатель

Секретарь

Печать избирательного объединения

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Закону города Москвы

от 27 сентября 1995 года

N 21

__________________административный округ

(наименование)

Подписной лист N______

Мы, нижеподписавшиеся избиратели, поддерживаем выдвижение кандидатами на должность:

Мэра Москвы гражданина (фамилия, имя, отчество, год рождения, должность и место работы (род занятий), место жительства)

выдвинутого______________________________________________________ (избирательным объединением, избирателями, в т.ч. по

_________________________________________________________________ месту работы, службы, учеты и жительства)

и Вице-мэра Москвы гражданина ________________________________

(фамилия, имя, отчество, год рождения, должность и место работы (род занятий), место жительства)

 

NN|Фамилия, имя, |Дата | Адрес | Паспорт

 

  | отчество          |рож- |            | (удостов.

 

  |                         |дения|             | личности)

 

  |                         |          |             | серия, номер

------------------------------------------------- --

------------------------------------------------- --

------------------------------------------------- --

------------------------------------------------- --

------------------------------------------------- --

 

Дата

подпи-

сания

листа

 

-------

-------

-------

-------

-------

Подпись

 

--------

--------

--------

--------

--------

 

 

 

_____

 

Подписной лист удостоверяю_________________________ (личная подпись лица, собиравшего подписи избирателей, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса, серии и номера паспорта и даты)

Уполномоченный представитель избирательного объединения (блока),инициативной группы избирателей (фамилия, имя, отчество, адрес, серия и номер паспорта, личная подпись и дата)

Отметки Московской городской избирательной комиссии

Верно: