Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг

Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Настоящий Закон устанавливает административную ответственность юридических лиц: профессиональных участников рынка ценных бумаг, эмитентов ценных бумаг и инвесторов за правонарушения на рынке ценных бумаг.

Статья 2. Основные термины и сокращения, используемые в настоящем Законе

ФКЦБ России - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

МРО ФКЦБ России - Московское региональное отделение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Организации - юридические лица, осуществляющие различные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, предусмотренные законодательством Роccийской Федерации, или осуществляющие эмиссии ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях на рынке ценных бумаг

1. Дела о правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются должностными лицами МРО ФКЦБ России в порядке, установленном настоящим Законом и правовыми актами МРО ФКЦБ России.

2. Рассматривать дела о правонарушениях на рынке ценных бумаг и налагать штрафы от имени МРО ФКЦБ России вправе Председатель МРО ФКЦБ России, его заместители или назначенные им должностные лица.

Статья 4. Срок давности привлечения к ответственности за совершенное нарушение

Организация не может быть привлечена к ответственности за совершенное нарушение, если с момента его совершения истекли три года.

Статья 5. Виды санкций, применяемых за нарушения в сфере рынка ценных бумаг

1. За нарушения в сфере рынка ценных бумаг к организациям могут быть применены следующие санкции:

- предупреждение с предписанием об устранении обнаруженного нарушения к указанному в предписании сроку;

- предупреждение с предписанием об устранении обнаруженного нарушения к указанному в предписании сроку - с опубликованием в средствах массовой информации;

- штраф.

2. К организациям за нарушения в сфере рынка ценных бумаг одновременно могут быть применены иные санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации и города Москвы.

3. Решение МРО ФКЦБ России о наложении санкции за нарушение или иное решение МРО ФКЦБ России по делу о нарушении в сфере рынка ценных бумаг может быть обжаловано организацией, в отношении которой вынесено решение в ФКЦБ России или непосредственно в суд, в установленном законодательством порядке.

Раздел II. Виды нарушений в сфере рынка ценных бумаг и административная ответственность за эти нарушения

Статья 6. Нарушение законодательства Российской Федерации

За нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах организации несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским или административным законодательством Российской Федерации.

Организация не освобождается от ответственности и исполнения обязательств, возникающих по законодательству Российской Федерации, в случае применения к ней административных мер в соответствии с настоящим Законом.

Статья 7. Нарушение эмитентом порядка эмиссии ценных бумаг

Нарушение эмитентом установленных правил и стандартов эмиссии ценных бумаг, в том числе выпуск ценных бумаг в обращение сверх количества, объявленного в проспекте эмиссии, влечет наложение на эмитента штрафа в размере до пятисот установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда.

Статья 8. Незаконное совмещение различных видов деятельности на рынке ценных бумаг

Незаконное совмещение различных видов деятельности на рынке ценных бумаг влечет наложение штрафа на организацию, осуществляющую такое совмещение, в размере до тысячи установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда.

Статья 9. Уклонение организации от передачи ведения реестра специализированному регистратору

Уклонение организации, являющейся эмитентом ценных бумаг, от передачи ведения реестра специализированному регистратору в случае превышения количества владельцев ценных бумаг установленной законодательством Российской Федерации нормы, при которой эти организации могут вести реестр самостоятельно, или нарушение сроков передачи реестра влекут наложение на организацию штрафа в размере до тысячи установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда.

Статья 10. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг

Нарушение организацией установленных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах правил и стандартов ведения реестра владельцев ценных бумаг влечет наложение на организацию штрафа в размере до трехсот установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда за каждое выявленное нарушение.

Статья 11. Нарушение депозитарием обязанностей по учету прав на ценные бумаги

Нарушение организацией, осуществляющей депозитарную деятельность, обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе несоблюдение полноты и правильности записей по счетам депо, влечет наложение на организацию штрафа в размере до двухсот установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда за каждое выявленное нарушение.

Статья 12. Нарушение депозитарием прав владельца ценных бумаг

Нарушение организацией, осуществляющей депозитарную деятельность, прав владельца ценных бумаг, то есть незаконное распоряжение ценными бумагами владельца ценных бумаг, управление ими или осуществление от имени владельца ценных бумаг любых действий с ценными бумагами, кроме осуществляемых по поручению владельца ценных бумаг в случаях, предусмотренных депозитарным договором или законодательством Российской Федерации, влечет наложение на организацию штрафа в размере до пятисот установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда за каждое выявленное нарушение.

Статья 13. Совершение сделок с ценными бумагами с нарушением требований законодательства Российской Федерации

Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг ничтожной сделки влечет наложение на организацию штрафа в размере до пятисот установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда.

Статья 14. Незаконные гарантии

Гарантирование или дача организацией, являющейся брокером, обещания клиенту в отношении доходов от инвестирования хранимых им денежных средств влечет наложение на организацию штрафа в размере до трехсот установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда.

Статья 15. Использование служебной информации

Использование профессиональным участником рынка в собственных интересах служебной информации, в том числе путем передачи информации третьим лицам для совершения сделок, влечет наложение на организацию штрафа в размере до трехсот установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда за каждое выявленное нарушение.

Статья 16. Неисполнение обязательных предписаний МРО ФКЦБ

Неисполнение или ненадлежащее исполнение организацией обязательных предписаний МРО ФКЦБ России влечет наложение на организацию штрафа в размере до тысячи установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда.

Статья 17. Уклонение от предоставления обязательной отчетности

Уклонение от предоставления или несвоевременное предоставление участником рынка ценных бумаг в ФКЦБ России и МРО ФКЦБ России в установленной форме отчетных документов, сообщений о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность обязанного лица, и иной информации, предоставление которой в ФКЦБ России предусмотрено законодательством Российской Федерации и нормативными актами ФКЦБ России, влечет наложение на организацию штрафа в размере до двухсот установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда за каждый день просрочки.

Непредоставление или несвоевременное предоставление информации и документов по требованию МРО ФКЦБ России, необходимых для осуществления возложенных на МРО ФКЦБ России функций, а также непредоставление или несвоевременное предоставление информации о принятых мерах по исполнению предписаний МРО ФКЦБ России влекут наложение на организацию штрафа в размере до пятисот установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда.

Статья 18. Уклонение от раскрытия или опубликования информации

Уклонение организации от раскрытия или опубликования информации, обязанность по раскрытию или опубликованию которой предусмотрена законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а также раскрытие или опубликование информации с нарушением установленных форм и сроков влекут наложение на организацию штрафа в размере до трехсот установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда.

Статья 19. Нарушение процедуры раскрытия информации

Нарушение организацией, оказывающей услуги по публичному предоставлению раскрываемой информации о ценных бумагах, установленных порядка и процедуры раскрытия информации о ценных бумагах влечет наложение на организацию штрафа в размере до тысячи установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда за каждое выявленное нарушение.

Статья 20. Нарушение порядка хранения документов

Нарушение организацией порядка хранения документов, которые подлежат обязательному хранению в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая несоблюдение установленных сроков хранения документов, влечет наложение на организацию штрафа в размере до двухсот установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда за каждое выявленное нарушение.

Статья 21. Нарушение порядка перечисления штрафа

Нарушение установленного настоящим Законом порядка перечисления обязанным лицом штрафа на счет МРО ФКЦБ России, в том числе неполное или несвоевременное перечисление обязанным лицом штрафа или использование неправильных реквизитов получателя, влечет возникновение обязательства по выплате пени, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, исчисляемых со дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Законом срока выплаты штрафа, до дня фактического выполнения обязательства по выплате штрафа и пени включительно.

Раздел III. Производство по делам о нарушениях в сфере рынка ценных бумаг

Статья 22. Производство по делам о нарушениях в сфере рынка ценных бумаг

Производство по делам о нарушениях в сфере рынка ценных бумаг осуществляется должностными лицами МРО ФКЦБ России.

Дело о нарушении законодательства Российской Федерации о ценных бумагах считается заведенным, а производство по нему начатым с момента составления протокола о соответствующем нарушении.

Статья 23. Обстоятельства, исключающие административную ответственность

Производство по делу о нарушении в сфере рынка ценных бумаг не может быть возбуждено, а возбужденное производство подлежит прекращению при:

- отсутствии факта нарушения в сфере рынка ценных бумаг;

- наличии по этому нарушению решения МРО ФКЦБ России о наложении санкции либо не отмененного в установленном порядке решения уполномоченного ФКЦБ России органа о прекращении дела о нарушении;

- осуществлении по этому же факту уголовного производства;

- ликвидации или признание банкротом организации, в отношении которой было возбуждено административное производство по делу о нарушении в сфере рынка ценных бумаг.

Статья 24. Сроки производства по делу о нарушениях в сфере рынка ценных бумаг

1. Производство по делу о нарушении в сфере рынка ценных бумаг должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок с момента возбуждения производства по делу.

2. Срок производства по делу о нарушении в сфере рынка ценных бумаг может быть продлен до шести месяцев Председателем МРО ФКЦБ России.

Статья 25. Основания к возбуждению административного производства по делу о нарушении в сфере рынка ценных бумаг

Основаниями к возбуждению административного производства по делу о нарушении в сфере рынка ценных бумаг являются:

- непосредственное обнаружение должностным лицом МРО ФКЦБ России, налоговым органом, федеральным органом налоговой полиции, органом внутренних дел, Контрольно-счетной палатой Москвы признаков нарушения в сфере рынка ценных бумаг при проведении проверки;

- заявления граждан и организаций, а также сообщения в средствах массовой информации о нарушениях;

- другие материалы, поступившие в МРО ФКЦБ России.

Статья 26. Возбуждение производства по делу о нарушении в сфере рынка ценных бумаг

Производство по делу о нарушении в сфере рынка ценных бумаг возбуждается на основании акта проверки Председателем МРО ФКЦБ России или его заместителем.

Статья 27. Порядок производства по делу о нарушении в сфере рынка ценных бумаг

1. Производство по делу о нарушении в сфере рынка ценных бумаг осуществляется руководителем МРО ФКЦБ России или его заместителем.

2. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, вправе поручить осуществление производства по делу о нарушении в сфере рынка ценных бумаг другому должностному лицу МРО ФКЦБ России за исключением лица, в производстве которого находилось данное дело о нарушении в сфере рынка ценных бумаг.

3. Лицо, осуществляющее производство по делу о нарушении в сфере рынка ценных бумаг, предварительно должно убедиться, что:

- рассмотрение этого дела относится к его компетенции;

- протоколы и другие материалы дела о нарушении в сфере рынка ценных бумаг соответствуют требованиям настоящего Закона;

- собранных по делу материалов достаточно для его рассмотрения по существу и не требуется его возвращения для проведения дополнительного производства;

- все лица, участвующие в рассмотрении дела, извещены о месте и времени его рассмотрения;

- рассмотрены все ходатайства лица, привлекаемого к ответственности, или его представителя.

Если хотя бы одно из указанных условий не выполнено, дело о нарушении в сфере рынка ценных бумаг не подлежит рассмотрению. В этом случае должностное лицо, получившее материалы дела о нарушении в сфере рынка ценных бумаг, недостаточные для производства, возвращает это дело для дополнительного производства.

4. Решение о возвращении дела для дополнительного производства, принятое до его рассмотрения, в письменной форме направляется тому должностному лицу МРО ФКЦБ России, которому поручается проведение дополнительного производства.

5. Решение о назначении дела к рассмотрению в письменной форме направляется всем участвующим лицам не менее чем за десять дней до даты рассмотрения.

6. Должностное лицо МРО ФКЦБ России, получившее для рассмотрения дело о нарушении в сфере рынка ценных бумаг, должно убедиться в том, что приняты все необходимые меры для обеспечения возможности наложения санкций на организацию, привлекаемую к ответственности. Если указанных мер не достаточно, это должностное лицо должно принять дополнительные меры для обеспечения наложения санкций на лицо, привлекаемое к ответственности.

Статья 28. Сроки производства по делу о нарушении в сфере рынка ценных бумаг

1. Дело о нарушении в сфере рынка ценных бумаг рассматривается в месячный срок со дня получения должностным лицом МРО ФКЦБ России, имеющим соответствующие полномочия, материалов, необходимых для разрешения дела.

2. По ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, или его представителя, срок рассмотрения дела, указанный в части первой настоящей статьи, при наличии достаточных оснований может быть продлен должностным лицом МРО ФКЦБ России, правомочным рассматривать это дело, до двух месяцев.

Раздел IV. Обязательство по уплате штрафа и его исполнение

Статья 29. Обязательство об уплате штрафа

1. Обязательством об уплате штрафа признается обязанность нарушителя уплатить штраф на основании решения МРО ФКЦБ России.

2. Обязательство об уплате штрафа возлагается на организацию, несущую в соответствии с настоящим Законом обязанность по уплате штрафа (далее - обязанное лицо) с момента вынесения решения.

3. Исполнением обязательства признается уплата в установленный срок всей причитающейся суммы штрафа.

4. Уплата штрафа производится в безналичном порядке через банк в российской валюте, если иное не установлено настоящим Законом или иными действующими законодательными актами.

5. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по уплате штрафа обязанным лицом является основанием для выставления МРО ФКЦБ России обязанному лицу требования об уплате пени.

6. Обязанное лицо самостоятельно, если иное не установлено настоящим Законом или иным действующим законодательством, исчисляет подлежащую уплате сумму пени в размере, указанном в статье 21 настоящего Закона.

7. Выплата пени производится в том же порядке, что и приведенная в настоящем разделе Закона выплата штрафа.

Статья 30. Порядок внесения и использования средств

Штраф уплачивается обязанным лицом, на которое был наложен штраф, в установленные настоящим Законом сроки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Денежные средства, поступающие в порядке уплаты штрафов за правонарушения, предусмотренные настоящим Законом, распределяются в порядке, установленном Правительством Москвы.

Статья 31. Сроки уплаты штрафа

1. Предписание об уплате штрафа подлежит исполнению обязанным лицом в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем его получения, за исключением случаев изменения предписания, приостановления течения срока его исполнения либо отмены этого предписания в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

2. Днем уплаты штрафа признается, если иное не установлено настоящим Законом, день дачи обязанным лицом письменного поручения банку на перечисление на счет МРО ФКЦБ России в установленный срок причитающейся суммы штрафа при наличии на счете обязанного лица средств, достаточных для исполнения указанного поручения в полном объеме. При этом в случае отзыва обязанным лицом (возврата банком) неисполненного поручения на перечисление в установленные сроки причитающейся суммы штрафа признание уплаты штрафа утрачивает силу со дня такого отзыва.

3. Дача обязанным лицом письменного поручения банку о перечислении на счет МРО ФКЦБ России в установленный в части первой настоящей статьи срок причитающейся суммы штрафа при отсутствии на счете обязанного лица средств, достаточных для исполнения указанного поручения, уплатой штрафа не признается. Днем уплаты признается также день внесения обязанным лицом для перечисления в установленный срок причитающейся суммы штрафа наличных денежных средств в банк либо учреждение Министерства связи Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом или иными законодательными актами Российской Федерации.

4. Перечислением штрафа признается списание причитающейся суммы штрафа со счета обязанного лица и зачисление указанной суммы на счет МРО ФКЦБ.

Статья 32. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате штрафа

1. Отсрочка или рассрочка представляет собой изменение предписания об уплате обязанным лицом штрафа в части срока выплаты штрафа при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой штрафа обязанным лицом.

2. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена обязанному лицу при наличии одного из следующих оснований:

2.1. Нанесение обязанному лицу значительного материального ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или другого чрезвычайного и непреодолимого обстоятельства;

2.2. Угроза банкротства обязанного лица в случае единовременной выплаты им штрафа и соответствующих пени;

2.3. По иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

3. Отсрочка или рассрочка не может быть продлена или предоставлена обязанному лицу, получившему в течение пяти предыдущих лет отсрочку или рассрочку в выплате штрафа за какое-либо нарушение в сфере рынка ценных бумаг.

4. Если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в п.п. 2.1. и 2.2. настоящей статьи, на сумму задолженности по штрафу начисляются проценты, исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на период отсрочки или рассрочки. Если отсрочка или рассрочка предоставлена на основании, указанном в п.п. 2.3. настоящей статьи, проценты на сумму задолженности по штрафу не начисляются.

5. Заявление обязанного лица о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по выплате штрафа с указанием оснований и приложением подтверждающих документов подается в МРО ФКЦБ России не позднее пяти дней с момента представления ему предписания о выплате штрафа. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине срок подачи заявления может быть продлен по решению руководителя МРО ФКЦБ России (его заместителя), но не более чем на десять дней.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается МРО ФКЦБ России в течение десяти дней со дня получения заявления обязанного лица. МРО ФКЦБ России по ходатайству обязанного лица вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении рассрочки или отсрочки) приостановлении уплаты штрафа.

7. Решение МРО ФКЦБ России о предоставлении отсрочки или рассрочки должно содержать указание суммы штрафа, а также сроки и порядок уплаты этой суммы с учетом предоставленной отсрочки или рассрочки.

8. Решение МРО ФКЦБ России о предоставлении отсрочки или рассрочки вступает в силу со дня, указанного в данном решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня истечения установленного настоящим Законом срока для уплаты штрафа до дня вступления в силу решения о предоставлении отсрочки или рассрочки включаются в сумму задолженности обязанного лица, если указанный день истечения срока уплаты штрафа предшествует дню вступления этого решения в силу.

Статья 33. Приостановление или отмена предписания об уплате штрафа

1. Течение установленного срока исполнения предписания об уплате штрафа приостанавливается:

- на период обжалования обязанным лицом установленного настоящим Законом порядка требования об уплате штрафа. Приостановление течения указанного срока начинается со дня подачи жалобы (иска) обязанного лица и заканчивается днем вынесения решения ФКЦБ России или судом (арбитражным судом);

- на период действия отсрочки или рассрочки, полученной обязанным лицом в отношении выплаты штрафа;

- на период рассмотрения заявления обязанного лица о предоставлении по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, отсрочки в отношении выплаты штрафа. Приостановление течения указанного срока начинается со дня подачи заявления в МРО ФКЦБ России и заканчивается днем вынесения МРО ФКЦБ России решения по данному заявлению. При положительном для заявителя решении МРО ФКЦБ России приостановление течения указанного срока исполнения требования продлевается на период отсрочки.

2. Приостановление течения срока исполнения требования об уплате штрафа не отменяет этого требования.

3. МРО ФКЦБ России вправе отменить предписание об уплате штрафа до момента исполнения обязанным лицом требования о его уплате.

Статья 34. Прекращение предписания об уплате штрафа

1. Предписание об уплате штрафа прекращается его исполнением или отменой.

2. Предписание об уплате штрафа считается исполненным с момента уплаты обязанным лицом в полном объеме всей причитающейся суммы штрафа, указанной в нем, и соответствующих пени.

3. Предписание об уплате штрафа подлежит отмене в случае признания в полном объеме обоснованности жалобы (иска) лица, которому оно было выставлено.

4. Предписание об уплате штрафа отменяется в отношении лица, которому оно было выставлено первоначально, если на основании решения МРО ФКЦБ России изменяется лицо, в отношение которого выставляется предписание.

5. При прекращении предписания об уплате штрафа МРО ФКЦБ России не вправе выставить обязанному лицу новое или дополнительное предписание об уплате того же штрафа за то же нарушение, в отношении которого этому лицу оно было выставлено.

Раздел V. Заключительные положения

Статья 35. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 15. Статья 15 вступает в действие с момента принятия соответствующих нормативных актов о служебной информации на рынке ценных бумаг.

П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Москва, Московская городская Дума

11 июня 1997 года

N 17