О социальном партнерстве

О социальном партнерстве

Настоящий Закон определяет правовые основы становления, организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в городе Москве с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

- социальное партнерство - основа взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира, общественного развития, опирающаяся на международные нормы, законы Российской Федерации и Москвы и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, в достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров и в принятии совместных решений;

- стороны соглашений - работники, работодатели, а также органы исполнительной власти Москвы, органы местного самоуправления на территории Москвы в лице их полномочных представителей;

- система социального партнерства в Москве - совокупность мер организационного, правового, экономического характера в области

социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов;

- организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;

- работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего, высшего профессионального образования;

- работодатели - организации (юридические лица) независимо от форм собственности и подчиненности, представляемые их руководителями (администрацией), либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях;

- представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами; органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

- представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений (ассоциаций) работодателей, иные уполномоченные работодателями органы;

- представители органов власти, органов местного самоуправления - руководители этих органов или другие полномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иные уполномоченные этими органами лица;

- Московское трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в городе Москве как субъекте Российской Федерации, социальные нормативы и программы, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы на территории города Москвы, взаимные обязательства, заключаемые Правительством Москвы, объединением (объединениями, ассоциациями) профсоюзов Москвы, объединением (объединениями, ассоциациями) работодателей Москвы в пределах их компетенции;

- городские отраслевые (межотраслевые), профессиональные соглашения - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (нескольких отраслей), профессий, заключаемые отраслевыми профсоюзами, профсоюзами, созданными по профессиональному признаку, объединениями (ассоциациями) работодателей, действующими в Москве, и соответствующими отраслевыми органами Московской городской администрации;

- окружные соглашения - правовые акты, устанавливающие условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемые сторонами соглашений на уровне административно-территориальных единиц Москвы.

Статья 2. Правовая основа социального партнерства

1. Правовую основу социального партнерства составляют регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы города Москвы, а также иные нормативные правовые акты, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами, федеральными законами и настоящим Законом.

2. В правовую основу социального партнерства в Москве входят также Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые), профессиональные и окружные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством и распространяющие свое действие на организации города.

3. Если международные договоры Российской Федерации, в том числе конвенции Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией, а также федеральные законы содержат иные правила, устанавливающие более благоприятные для работников условия, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международных договоров, федеральных законов.

Статья 3. Принципы социального партнерства

Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:

- уважение и учет интересов участников переговоров;

- заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе;

- соблюдение социальными партнерами и их представителями международных норм, законодательства Российской Федерации и города Москвы;

- полномочность социальных партнеров и их представителей;

- полнота представительства сторон;

- равноправие сторон и доверие в отношениях;

- невмешательство в дела друг друга;

- свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;

- добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;

- регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;

- реальность обеспечения принятых социальными партнерами обязательств;

- обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

- систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;

- ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;

- соблюдение предусмотренных действующим законодательством примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров.

Статья 4. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории Москвы, независимо от форм собственности их объединений (ассоциаций); всех работников организаций на территории Москвы; действующие в Москве территориальные и первичные профсоюзные организации, территориальные объединения (ассоциации) профсоюзов; органы власти Москвы, органы местного самоуправления, действующие на территории Москвы.

ГЛАВА II. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В МОСКВЕ

Статья 5. Задачи системы социального партнерства

Система социального партнерства в Москве создается для выполнения следующих основных задач:

- обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований в Москве;

- обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

- обеспечение стабильности московского общества на основе объективного учета интересов всех его слоев;

- проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений;

- совершенствование законодательства в установленном порядке;

- разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;

- предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению конфликтов.

Статья 6. Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений:

- формируется Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями предпринимателей (работодателей) на принципах согласия (консенсуса) из равного числа представителей каждой из сторон, не превышающих 15 человек, уполномоченных постановлением Правительства Москвы (по правительственной стороне), совещанием заинтересованных объединений профсоюзов, действующих в Москве (от профсоюзной стороны), совещанием заинтересованных объединений предпринимателей (работодателей), действующих в Москве (по стороне предпринимателей);

- руководствуется в своей деятельности законодательством и Положением, утверждаемым Правительством Москвы, полномочными органами московских объединений (ассоциаций) профсоюзов, московских объединений (ассоциаций) работодателей.

В полномочия Московской трехсторонней комиссии входит:

- сотрудничество в выработке и реализации социально ориентированной политики экономических преобразований в Москве, регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, ведение коллективных переговоров, подготовка проекта, обсуждение и заключение Московского трехстороннего соглашения;

- практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, городских отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашений, окружных соглашений;

- проведение экспертизы городских отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашений, окружных соглашений в целях обеспечения координации в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений с учетом специфики отраслей, профессий, административных округов и общегородских интересов;

- участие через создаваемые рабочие органы и группы в разработке городских отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашений, окружных соглашений;

- принятие решений по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения органами исполнительной власти Москвы, профсоюзами, работодателями, их объединениями (ассоциациями), действующими на территории Москвы;

- осуществление контроля за выполнением условий Московского трехстороннего соглашения, городских отраслевых (межотраслевых), профессиональных, окружных соглашений, коллективных договоров, а также соглашений вышестоящего уровня;

- внесение предложений о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры;

- содействие разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, заключаемых в системе социального партнерства Москвы;

- выступление с предложениями о принятии соответствующими органами власти Москвы законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;

- обсуждение проектов законов города Москвы, иных нормативных правовых актов, принимаемых органами власти Москвы по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Разногласия между сторонами, возникающие в ходе работы Московской трехсторонней комиссии, разрешаются на основе взаимных консультаций в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции от 24 ноября 1995 года) и Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

Статья 7. Координационный комитет содействия занятости населения Москвы

Координационный комитет содействия занятости населения Москвы:

- создается для выработки согласованных решений по определению и реализации политики занятости, координации деятельности сторон, представленных в нем, в решении проблем занятости в Москве;

- формируется Правительством Москвы, общегородскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов, общегородскими объединениями (ассоциациями) работодателей;

- состоит из представителей Правительства Москвы, общегородских объединений (ассоциаций) профсоюзов, общегородских объединений (ассоциаций) работодателей, общественных организаций, представляющих интересы граждан, нуждающихся в социальной защите;

- руководствуется в своей деятельности законодательством, иными нормативными актами, а также Положением, утверждаемым представителями Правительства Москвы, общегородских объединений (ассоциаций) профсоюзов, общегородских объединений (ассоциаций) работодателей, других общественных организаций;

- принимает рекомендации в адрес Правительства Москвы, общегородских объединений (ассоциаций) профсоюзов, общегородских объединений (ассоциаций) работодателей, других общественных организаций по проблемам занятости в Москве;

- содействует разработке и реализации программ по проблемам занятости, разрабатываемым в системе социального партнерства Москвы;

- проводит консультации, экспертизу проектов нормативных актов органов исполнительной власти Москвы по проблемам занятости.

Статья 8. Другие органы системы социального партнерства в Москве

Стороны соглашений, коллективных договоров на основе взаимной договоренности и совместно определенных правил могут формировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Москве по отдельным направлениям.

Статья 9. Московское трехстороннее соглашение

Московское трехстороннее соглашение:

- заключается Правительством Москвы, объединениями (ассоциациями) профсоюзов Москвы, объединениями (ассоциациями) работодателей Москвы;

- разрабатывается на основе переговоров между сторонами соглашений;

- заключается до принятия городского бюджета на соответствующий период;

- распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени.

Условия, содержащиеся в Московском трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) и профессиональными соглашениями на соответствующий период.

Условия, содержащиеся в Московском трехстороннем соглашении, учитываются при принятии соответствующих законов, иных нормативных правовых актов на всех уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Москве (город, округ, отрасль, организация), при рассмотрении и принятии городского бюджета.

Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении Московского трехстороннего соглашения осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

Принятый Московской трехсторонней комиссией проект Московского трехстороннего соглашения в десятидневный срок выносится на рассмотрение полномочных органов сторон соглашения для принятия ими решения о подписании проекта соглашения.

Соглашение подлежит подписанию в трехдневный срок с момента принятия всеми сторонами соглашения решения о подписании проекта соглашения.

Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

Соглашение в течение десяти дней публикуется в официальных изданиях Правительства Москвы.

Действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования.

Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.

Статья 10. Городские отраслевые (межотраслевые), профессиональные соглашения

Городские отраслевые (межотраслевые), профессиональные соглашения:

- заключаются Правительством Москвы в лице уполномоченных отраслевых и функциональных органов Московской городской администрации, объединениями (ассоциациями) профсоюзов, городскими объединениями (ассоциациями) работодателей;

- разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашений в рамках отраслевых рабочих групп Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

- распространяются на работников и работодателей, органы исполнительной власти, их представителей, заключивших соглашение от их имени;

- принимаются после принятия Московского трехстороннего соглашения.

Условия, содержащиеся в городских отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, Генеральным соглашением, общероссийским отраслевым (межотраслевым) тарифным соглашением, Московским трехсторонним соглашением на соответствующий период.

Городские отраслевые (межотраслевые), профессиональные соглашения должны учитываться при принятии соответствующих нормативных правовых актов.

Регулирование разногласий в ходе переговоров, при заключении и исполнении городских отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашений производится в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

Одобренный сторонами проект городского отраслевого (межотраслевого), профессионального соглашения подлежит обязательной экспертизе в Московской трехсторонней комиссии, после чего в трехдневный срок подлежит подписанию.

Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

Представитель Правительства Москвы, подписавший соглашение, имеет право предложить работодателям и работникам организаций, по тем или иным причинам не участвовавшим в заключении городского отраслевого (межотраслевого), профессионального соглашения, но в организациях которых не менее 50 процентов работников принадлежит к отрасли, профессии, в рамках которых заключено соглашение, присоединиться к данному соглашению.

Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей и работников с момента получения предложения.

Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.

Статья 11. Окружные соглашения

Окружные соглашения:

- заключаются администрациями округов Москвы, московскими объединениями профсоюзов в лице полномочных представителей в округах, окружными объединениями работодателей;

- разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашений в рамках окружных рабочих групп Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- распространяются на работников, работодателей, администрацию округа, которые уполномочили своих представителей разработать и заключить соглашение от их имени;

- принимаются после принятия Московского трехстороннего соглашения.

Окружные соглашения не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, Генеральным соглашением, Московским трехсторонним соглашением, городскими отраслевыми соглашениями.

Условия, содержащиеся в окружных соглашениях, учитываются при принятии нормативных правовых актов в организациях города.

Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и выполнении окружного соглашения производится в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

Одобренный сторонами проект окружного соглашения по социально-трудовым вопросам подлежит обязательной экспертизе в Московской трехсторонней комиссии, после чего в трехдневный срок подлежит подписанию.

Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

Подписавший соглашение представитель администрации округа имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Если соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.

Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.

Статья 12. Коллективный договор

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателями или их полномочными представителями.

Организации, заключившие коллективные договоры, обладают по представлению Московской трехсторонней комиссии и других органов социального партнерства в Москве преимущественным правом на рассмотрение в Правительстве Москвы, отраслевых и функциональных органах Московской городской администрации и административных округов, объединениях работодателей, профсоюзах вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности предприятий, социальной защиты работников.

Статья 13. Распространение действия соглашений

Присоединение к соглашениям и порядок их подписания

1. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяются различные соглашения, действуют условия соглашения, наиболее благоприятные для работников.

2. Московские организации профсоюзов и их объединения (ассоциации), московские организации работодателей и их объединения (ассоциации), не участвовавшие в переговорах по заключению Московского трехстороннего (отраслевого, межотраслевого, окружного) соглашения, могут присоединиться к нему, направив каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.

3. Порядок подписания соглашений определяется сторонами.

Статья 14. Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров

Для уведомительной регистрации в порядке, определяемом Московской трехсторонней комиссией, подписанные сторонами соглашения и коллективные договоры в семидневный срок направляются представителями работодателей, заключившими их, в органы по труду по месту нахождения организации.

Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашения, коллективные договоры.

ГЛАВА III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 15. Ведение коллективных переговоров

1. Каждая сторона имеет равные права на ведение переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров.

2. Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению Московского трехстороннего, городского отраслевого (межотраслевого), профессионального, окружного соглашения, коллективного договора вправе выступить любая сторона.

3. Сторона соглашения, коллективного договора, получившая письменное уведомление от другой стороны с предложением о начале переговоров по заключению соглашения, коллективного договора, обязана не позднее семи дней начать переговоры.

4. Если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами ведения коллективных переговоров, то работодатели, их объединения (ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести с ними такие переговоры и заключать соглашения, коллективные договоры на согласованных сторонами условиях.

Статья 16. Получение информации

Стороны соглашений, коллективных договоров вправе получать полную и достоверную информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения в порядке, предусмотренном Законами Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции от 24 ноября 1995 года), от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" (в редакции от 6 октября 1997 года), Федеральным законом от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".

Статья 17. Посещение организаций

Представители сторон вправе беспрепятственно посещать в установленном порядке организации, на которые распространяется сфера действия соглашения, коллективного договора.

Статья 18. Инициатива в правотворчестве

Московские организации профсоюзов и их объединения (ассоциации), московские организации работодателей и их объединения (ассоциации) вправе обращаться в органы законодательной и исполнительной власти в Москве с предложениями по разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

Органы власти рассматривают в соответствии с регламентом разработанные с участием московских организаций профсоюзов и их объединений (ассоциаций), московских организаций работодателей и их объединений (ассоциаций) предложения по проектам законов, иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

Статья 19. Взаимные консультации

Стороны соглашений, коллективных договоров вправе проводить взаимные консультации по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, в том числе необходимые для ведения переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения. Инициатором проведения таких консультаций может выступать каждая из них.

Сторона соглашения, коллективного договора обязана приступить к консультациям с другой стороной не позднее семи дней после поступления от нее письменного уведомления.

Статья 20. Участие в рассмотрении социально-трудовыхи связанных с ними экономических вопросов

Стороны соглашений, коллективных договоров вправе взаимно участвовать в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.

Статья 21. Распространение информации

Московские организации профсоюзов и их объединения (ассоциации), московские организации работодателей и их объединения (ассоциации) имеют право в установленном порядке на распространение информации по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам через средства массовой информации законодательных и исполнительных органов Москвы, органов местного самоуправления.

Статья 22. Выполнение решений по вопросам соглашений, коллективных договоров Рассмотрение обращений сторон

Стороны соглашений, коллективных договоров обязаны выполнять решения по вопросам, включенным в соглашения, коллективные договоры, рассматривать взаимные обращения по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, разрабатывать в установленные в соглашениях, коллективных договорах сроки планы и принимать конкретные решения, направленные на своевременное выполнение достигнутых договоренностей.

ГЛАВА IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 23. Ответственность сторон соглашений, коллективных договоров

1. Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

2. Должностные лица органов власти, органов местного самоуправления, лица, представляющие работодателя (работодателей), работники руководящих органов профсоюзов, в трудовые обязанности которых входит обеспечение выполнения заключенного соглашения, коллективного договора, привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению, коллективному договору.

Сторона (стороны), а также соответствующий орган системы социального партнерства вправе направлять требование о привлечении указанных лиц к дисциплинарной ответственности органам (лицам), в компетенцию которых входит принятие соответствующего решения.

Требование подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его получения, в течение которых стороне (сторонам), соответствующему органу системы социального партнерства должен быть дан ответ о принятых мерах или основаниях к отказу в его удовлетворении.

3. Стороны соглашения, коллективного договора вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения таких мер ответственности к сторонам предусматриваются в соглашении, коллективном договоре или другом документе, принимаемом во исполнение соглашения, коллективного договора.

В рамках договорной ответственности стороны соглашения, коллективного договора вправе наделить орган системы социального партнерства полномочиями по применению согласованных мер ответственности (санкций), включая денежные выплаты за невыполнение или несвоевременное выполнение соглашений, коллективных договоров.

Решение о привлечении к ответственности принимается соответствующим органом системы социального партнерства в порядке, определяемом Положением об этом органе, и оформляется протоколом.

4. Если в соглашение, коллективный договор включены имущественные обязательства стороны (сторон), то ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств может наступать в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Другие стороны (сторона) соглашения, коллективного договора вправе требовать принудительного исполнения имущественных обязательств в судебном порядке, если законодательством не предусмотрен иной порядок рассмотрения возникшего спора.

Статья 24. Ответственность лиц, представляющих работодателя

1. По требованию представителей работников работодатель (собственник) обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняют-

ся условия коллективного договора.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, штрафы за нарушения в сфере социального партнерства могут налагаться также государственными правовыми инспекторами труда в пределах их полномочий.

Заявление о привлечении к административной ответственности может быть направлено в Рострудинспекцию стороной (сторонами), соответствующим органом системы социального партнерства.

Государственный правовой инспектор труда обязан рассмотреть заявление и в течение тридцати календарных дней письменно сообщить заинтересованной стороне (сторонам), соответствующему органу социального партнерства о принятых мерах.

Статья 25. Выполнение обязательств

Привлечение к ответственности не освобождает стороны (сторону) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.

ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

Статья 27. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Москва, Московская городская Дума

22 октября 1997 года

N 44