О торговой деятельности в городе Москве

О торговой деятельности в городе Москве

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы определяет основы торговой деятельности в городе Москве.

Действие настоящего Закона распространяется на торговую деятельность, связанную с реализацией товаров потребительского назначения и предоставлением услуг общественного (массового) питания.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цель Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере торговой деятельности для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения города в товарах и услугах.

Статья 2. Принципы организации торговой деятельности в городе Москве

Основными принципами организации торговой деятельности в городе Москве являются:

развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;

- создание эффективной системы мер по защите прав потребителей;

- участие государственных органов в регулировании торговой деятельности, включая поддержку социально значимых видов торговой деятельности;

- поддержка отечественных товаропроизводителей.

Статья 3. Основные термины и определения

Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания.

Торговая политика города - совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых органами государственной власти и управления города Москвы совместно с общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов, установленных настоящим Законом.

Уполномоченный орган - отраслевой орган городской администрации, осуществляющий управление и регулирование в сфере торговой деятельности. Компетенция Уполномоченного органа определяется Мэром Москвы.

Товары (работы, услуги) потребительского назначения - продукты труда, обладающие определенными потребительскими свойствами, предметы личного, бытового, семейного потребления, продукция общественного питания.

Торговый реестр - единая городская информационная система, содержащая сведения о торговых объектах.

Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования.

Мелкорозничная торговля - разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети.

Оптовая торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров производителями или торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной торговле или профессионального использования.

Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации.

Общественное (массовое) питание - вид деятельности, связанной с производством, переработкой, реализацией и организацией потребления продуктов питания.

Стационарные (капитальные) торговые объекты - торговые объекты, установленные на заглубленных фундаментах, присоединенные к городским инженерным коммуникациям.

Нестационарные торговые объекты - торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов.

Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности

Субъекты торговой деятельности - юридические лица различных организационно-правовых форм, осуществляющие торговую деятельность (торговые организации), объединения торговых организаций, а также граждане, осуществляющие торговую деятельность (индивидуальные предприниматели) и зарегистрированные в установленном порядке.

Торговые объекты (торговые предприятия) - имущественные комплексы, используемые торговыми организациями для осуществления торговой деятельности.

Торговые объекты могут быть отнесены к стационарным и нестационарным в зависимости от архитектурно-строительных характеристик предприятия.

Категории торговых объектов (универмаг, универсам, торговый комплекс и т.д.) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, устанавливающими требования к ассортименту реализуемой продукции, технической оснащенности помещений, методам обслуживания, квалификации персонала, качеству обслуживания, перечню предоставляемых услуг.

Видами торговой деятельности являются розничная (мелкорозничная), оптовая (мелкооптовая) торговля и предоставление услуг общественного (массового) питания.

Глава II. Государственное регулирование торговой деятельности

Статья 5. Разграничение компетенции Российской Федерации и города Москвы в сфере торговой деятельности

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы от 16 июня 1998 года, Уставом города Москвы, город Москва обладает всей полнотой государственной власти по определению порядка организации оптовой и розничной торговли товарами потребительского назначения и предоставления услуг общественного питания на своей территории.

Органы государственной власти города Москвы в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- принимают законодательные акты, регулирующие осуществление торговой деятельности в городе Москве;

- определяют основные направления и реализуют торговую политику города Москвы; решают вопросы защиты прав потребителей, осуществляют государственный контроль за качеством товаров потребительского назначения;

- в целях защиты прав потребителей устанавливают дополнительные ограничения, специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу товаров потребительского назначения в пределах компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации;

- отрабатывают системы сертификации и идентификации товаров потребительского назначения; устанавливают и отменяют городские налоги и сборы, взимаемые с субъектов торговой деятельности, определяют порядок предоставления льгот по ним;

- устанавливают штрафные санкции и иные виды ответственности за нарушение установленного порядка осуществления торговой деятельности;

- осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности на территории города; контролируют соблюдение законодательства в сфере торговой деятельности;

- определяют порядок размещения торговых объектов на территории города;

- осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.

По предметам совместного ведения, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере торговой деятельности, до принятия соответствующих федеральных законов город Москва вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, с последующим их приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Методы государственного регулирования торговой деятельности

Методами государственного регулирования торговой деятельности являются:

- развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности отрасли;

- лицензирование отдельных видов торговой деятельности в установленном порядке;

- сертификация продукции потребительского назначения, услуг торговли и общественного (массового) питания в установленном порядке;

- реализация государственной монополии на отдельные виды товаров и (или) отдельные виды торговой деятельности, установленной Российской Федерацией, и введение отдельных ограничений на осуществление торговой деятельности в пределах компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации;

- поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности и социально значимых видов торговой деятельности;

- финансирование в установленном порядке инвестиционных и инновационных проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников, городских заимствований на конкурсной основе;

- государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы;

- разработка и реализация комплексной программы развития отрасли и целевых городских программ в сфере потребительского рынка.

Статья 7. Торговый реестр

В целях обеспечения полной и достоверной информации о торговых объектах Уполномоченный орган (отраслевой Департамент) ведет Торговый реестр - перечень субъектов торговой деятельности и торговых объектов.

Плата за внесение в Торговый реестр не взимается.

Порядок ведения Торгового реестра определяется Правительством Москвы.

Статья 8. Комплексная программа развития отрасли и целевые городские программы

В целях практической реализации торговой политики Уполномоченный орган городской администрации совместно с префектами, районными Управами, заинтересованными органами городской администрации, Московской городской Думой, Московской торгово-промышленной палатой, общественными организациями предпринимателей составляет комплексную программу развития отрасли.

Комплексная программа разрабатывается в соответствии с Генеральным планом, основными направлениями социально-экономического развития города и приоритетными направлениями деятельности в сфере потребительского рынка с учетом текущего состояния, краткосрочных и долгосрочных прогнозов.

Комплексная программа составляется на 3-5 лет и представляет собой совокупность мероприятий, связанных источниками финансирования и направлениями расходования средств, исполнителями, сроками и объектами.

В рамках комплексной программы развития отрасли реализуются городские целевые программы.

Комплексная программа и городские целевые программы утверждаются Правительством Москвы.

Статья 9. Управление государственными и муниципальными торговыми предприятиями

Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения отрасли находятся в ведомственном подчинении Уполномоченного органа, который осуществляет контроль за их хозяйственной деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города Москвы и Уставом предприятия.

Руководитель предприятия (учреждения) назначается и освобождается от должности Уполномоченным органом в порядке, определяемом Правительством Москвы.

Статья 10. Управление долями города

В органы управления субъектов торговой деятельности, акции (доли, паи) которых закреплены в государственной или муниципальной собственности города Москвы, по представлению Уполномоченного органа назначаются представители города (управляющие пакетами акций, долями).

Акции (доли, паи) города могут быть переданы в доверительное управление хозяйствующим субъектам в порядке, определяемом Правительством Москвы.

Статья 11. Крупные торговые объекты

К категории крупных торговых объектов относятся принадлежащие субъектам торговой деятельности имущественные комплексы с торговой площадью свыше 1000 квадратных метров.

Решение о предоставлении разрешения на строительство крупных торговых объектов или об отнесении действующих объектов к категории крупных принимается Правительством Москвы в соответствии с Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов.

Указанные решения оформляются распоряжением Премьера Правительства Москвы.

Статья 12. Меры поддержки отечественных товаропроизводителей

Мерами поддержки отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности являются:

- организация московских и межрегиональных ярмарок, выставок-продаж товаров отечественного производства;

- учет интересов московской промышленности в межрегиональных соглашениях;

- разработка и внесение в федеральные органы исполнительной власти предложений по вопросам таможенной политики на товары потребительского назначения;

- введение дополнительных мер контроля за качеством реализуемых в городе товаров потребительского назначения;

- предоставление в установленном порядке рекламной и информационной поддержки товаров московской промышленности;

- регулирование деятельности крупных торговых объектов в части реализации товаров отечественного производства;

- создание оптовых и оптово-розничных систем при участии московских товаропроизводителей;

- использование мер кредитно-финансовой поддержки промышленных предприятий и предприятий торговли, реализующих товары отечественного производства;

- соблюдение ассортиментного минимума.

Конкретные меры поддержки определяются Мэром и Правительством Москвы.

Статья 13. Изменение профиля торговых объектов

Торговые организации, получившие право на использование торговых объектов в процессе приватизации с условием сохранения профиля торговой деятельности, сохраняют профиль до истечения срока, указанного в договоре.

Согласованию с префектами административных округов подлежат:

- изменение профиля торгового объекта при переходе из сферы торговой деятельности в любую другую сферу деятельности;

- изменение профиля специализированных торговых объектов, реализующих молочную, овощную продукцию, хлебобулочные изделия, детское и диетическое питание.

Глава III. Ответственность за нарушения в сфере торговой деятельности

Статья 14. Контроль в сфере торговой деятельности

Контроль за осуществлением торговой деятельности на территории города Москвы и применение ответственности за нарушения в сфере торговой деятельности осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Координацию деятельности контролирующих органов в части осуществления контроля за работой предприятий потребительского рынка осуществляет Уполномоченный орган.

Проверки деятельности торговых объектов осуществляются работниками контролирующих органов города Москвы только при предъявлении удостоверения и направления на проведение проверки, выданного в пределах компетенции контролирующего органа, с указанием даты и цели ее проведения, должности и фамилии проверяющих.

Результаты проверок фиксируются в установленном порядке.

Действия органов и лиц, осуществляющих проверку, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 15. Приостановление продажи товаров (оказания услуг)

В случаях выявления продажи товаров, оказания услуг, не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без указания сроков годности, если установление этих сроков обязательно, Уполномоченный орган и иные государственные контролирующие органы, которым предоставлено такое право, приостанавливают продажу товаров (оказание услуг) до предоставления информации или прекращают продажу товаров (оказание услуг).

Руководителю предприятия, допустившему нарушение, выдается предписание о приостановлении продажи товаров (оказания услуг) на срок устранения выявленных нарушений, установленный государственным контролирующим органом.

При приостановлении продажи товаров, оказания услуг к нарушителю применяются штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством.

Статья 16. Ликвидация торговых организаций по решению суда

Торговая организация может быть ликвидирована по решению суда в случаях:

- осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

- осуществления деятельности, запрещенной федеральными законами;

- неоднократных или грубых нарушений федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Правил торговой деятельности и других нормативных правовых актов города Москвы в сфере торговой деятельности.

Требование о ликвидации торговой организации может быть предъявлено от имени Московской городской администрации Уполномоченным органом.

Глава IV. Труд и кадровое обеспечение

Статья 17. Правовое регулирование труда работников торговли

Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха, охрана труда регулируются действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Не допускается установление трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми с работниками, условий труда, ухудшающих их положение по сравнению с федеральными законами.

Руководители торговых организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязаны заключать коллективные договоры по решению трудового коллектива.

Случаи ограничения занятий торговой деятельностью для отдельных граждан устанавливаются действующим административным, уголовным и трудовым законодательством.

Статья 18. Требования к кадровому обеспечению

Работодатель обязан проконтролировать и обеспечить наличие у лиц рабочих категорий, осуществляющих торговую деятельность, непосредственно связанную с обслуживанием потребителей, и обеспечивающих процесс приготовления продукции общественного питания:

- медицинских документов, перечень которых определяется органами санитарно-эпидемиологического надзора;

- профессионального образования и профессиональной подготовки в соответствии с методическими рекомендациями, определяемыми Уполномоченным органом;

- необходимых знаний в сфере техники безопасности.

Глава V. Заключительные положения

Статья 19. Социальная защита отдельных категорий населения в торговом обслуживании

Отдельным категориям граждан предоставляются преимущества и льготы в торговом обслуживании.

Перечень категорий граждан и предоставляемые льготы и преимущества определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Торговые организации обязаны предоставлять установленные льготы.

Статья 20. Рассмотрение обращений граждан в торговые организации

В целях защиты прав и законных интересов граждан в сфере торговой деятельности руководители торговых организаций обязаны рассматривать устные и письменные обращения (заявления, жалобы) граждан, предоставлять соответствующую информацию об их рассмотрении и принимать необходимые меры в соответствии с Законом города Москвы от 18 июня 1997 года № 25 "Об обращениях граждан".

Обращения граждан по вопросам приобретения товаров ненадлежащего качества или товаров, использование которых по назначению невозможно по иным причинам, рассматриваются в порядке и в сроки, установленные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.

Статья 22 . Приведение правовых актов городской администрации в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты города Москвы должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом в течение 6 месяцев с момента его вступления в силу.

П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Москва, Московская городская Дума

9 декабря 1998 года

№ 29