О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве

О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом города Москвы, общепризнанными принципами и нормами международного права определяет основные задачи и принципы деятельности учреждений и организаций несовершеннолетних, устанавливает основы правового регулирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяет формы участия негосударственных учреждений и организаций в решении проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона употребляются следующие понятия:

- несовершеннолетние - лица, не достигшие возраста 18 лет;

- девиантное поведение - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и (или) нравственным нормам;

- группа социального риска - любое социальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних.

Статья 2. Городская политика в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Политика города Москвы - субъекта Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя:

- создание правовых и социальных гарантий для несовершеннолетних;

- материально-техническое, финансовое, научно-методическое, кадровое обеспечение учреждений и органов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья 3. Правовая основа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Правовую основу функционирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Федеральные законы, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, законодательные и иные нормативно-правовые акты города Москвы.

Статья 4. Основные принципы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве

Осуществление мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве основывается на принципах:

- законности;

- гуманного обращения с несовершеннолетними;

- соблюдения их прав и законных интересов;

- ответственности за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;

- поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- гласности в деятельности учреждений и органов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- государственной поддержки деятельности негосударственных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- индивидуального подхода и соблюдения конфиденциальности на различных этапах социальной реабилитации.

Статья 5. Городские и территориальные программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. В городе Москве разрабатываются, утверждаются и реализуются городская, окружные и районные программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Городская программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разрабатывается Московской городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и утверждается Правительством Москвы.

3. Окружные программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разрабатываются окружными комиссиями по делам несовершеннолетних и утверждаются префектами соответствующих административных округов города Москвы.

4. Районные программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разрабатываются районными комиссиями по делам несовершеннолетних и утверждаются соответствующими районными Собраниями.

5. Программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны содержать положения, определяющие:

а) цель и задачи программы, основные целевые показатели, обеспечивающие адресность направления средств;

б) сроки реализации программ;

в) исполнителей основных мероприятий программ;

г) объем и источники финансирования;

д) ожидаемые конечные результаты реализации программ;

е) формы контроля за ходом реализации программы.

Статья 6. Финансовое обеспечение городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Финансирование мероприятий и программ по реализации городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в административных округах и районах города Москвы осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города, внебюджетных фондах, иных не запрещенных законом источниках.

2. Расходы, связанные с финансированием системы мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, указываются в бюджете города Москвы отдельной строкой и являются защищенными.

3. Для финансирования мероприятий по организации досуга несовершеннолетних на территории административного округа и района префектам и главам районных Управ использовать до 5 процентов средств, перечисляемых в фонды финансовых ресурсов, от арендной платы за нежилые помещения на территории округа и района.

Статья 7. Подготовка кадров для городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Органы власти города Москвы принимают меры по созданию и содействию учебным центрам, осуществляющим подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с семьей, социальных работников, юристов, медиков, психологов, демографов, социологов и других.

Статья 8. Государственная поддержка организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Организации города Москвы, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие благотворительную деятельность и занимающиеся проблемами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пользуются налоговыми, кредитными и иными льготами, порядок предоставления которых определяется законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Статья 9. Установление правил поведения несовершеннолетних в общественных местах

В целях обеспечения охраны общественного порядка законом города Москвы могут быть установлены правила поведения несовершеннолетних в общественных местах города Москвы. Указанные правила не могут содержать требования, влекущие за собой необоснованные ограничения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

Статья 10. Обеспечение условий для организации досуга несовершеннолетних

1. Организацию работы с несовершеннолетними по месту жительства осуществляет педагог-организатор, положение о котором утверждается Правительством Москвы.

2. Использование не по назначению молодежных и детских центров, клубов, оздоровительных лагерей, турбаз и других учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью, зданий, сооружений, оборудования и земельных участков этих учреждений, а также необоснованное изъятие у указанных учреждений закрепленных за ними или арендуемых ими зданий и помещений не допускается.

3. Учреждения культуры, физической культуры и спорта, получающие дотации или субсидии из городского бюджета или внебюджетных фондов административных округов и районов города Москвы, обязаны бесплатно выделять не менее 1 процента от реализуемых (распространяемых) ими билетов (абонементов) для детей из неблагополучных семей.

4. Конкретный размер брони для каждого учреждения культуры, физической культуры и спорта определяется при выделении соответствующих дотаций или субсидий.

5. Орган, принявший решение о выделении дотаций или субсидий, обязан в десятидневный срок с момента принятия решения сообщить о размере брони в соответствующую комиссию по делам несовершеннолетних, которая осуществляет распределение названных в части 3 настоящей статьи билетов (абонементов) среди детей и подростков.

6. Негосударственные образовательные учреждения, в том числе учреждения дополнительного образования и учреждения по организации досуга несовершеннолетних, учреждения культуры, физической культуры и спорта, не получающие средства из городского бюджета и иные льготы и средства, предоставляемые органами власти города Москвы, предоставляют помещения и билеты (абонементы) для несовершеннолетних из неблагополучных семей в соответствии с условиями лицензий или договоров, заключаемых ими с органами власти города Москвы.

7. Руководители образовательных учреждений не позднее чем через 1 месяц после начала учебного года обязаны направлять в соответствующие районные комиссии по делам несовершеннолетних графики загрузки спортивных и актовых залов вверенных им учебных заведений в вечернее время, выходные и праздничные дни.

8. Руководители жилищно-эксплуатационных организаций ежеквартально направляют в соответствующие комиссии по делам несовершеннолетних отчеты о выделении средств на организацию досуга детей и подростков.

9. Государственные органы, предприятия, учреждения и организации, должностные лица, получившие постановления комиссий по делам несовершеннолетних, а также запросы подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности, по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязаны в течение десяти дней сообщить о мерах, принятых во исполнение указанных постановлений, а также информацию по названным вопросам.

Статья 11. Обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних

1. В целях обеспечения занятости несовершеннолетних на предприятиях, в учреждениях и в организациях проводится квотирование рабочих мест.

Размер квоты и порядок ее установления определяются законодательством Российской Федерации и города Москвы.

2. Органы государственной службы занятости города Москвы и их территориальные подразделения ежеквартально информируют Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и соответствующие окружные комиссии об имеющихся рабочих местах, выделенных в счет квоты.

3. Информация о создании рабочего места в рамках установленной квоты передается работодателем, а также органами, осуществляющими лицензирование и проведение конкурсов, в государственную службу занятости и Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве Москвы.

4. Перевод или переход несовершеннолетнего, не получившего основного общего образования общеобразовательной школы, в вечернюю (сменную) школу, а также в общеобразовательное учреждение начального профессионального образования, профессионально-техническое училище допускается в исключительных случаях только по согласованию с районной комиссией по делам несовершеннолетних. При решении вопроса о переводе или переходе несовершеннолетнего в вечернюю школу районная комиссия по делам несовершеннолетних совместно с администрацией общеобразовательного учреждения принимает меры к его трудоустройству.

5. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы или иного образовательного учреждения помимо соблюдения общего порядка отчисления может быть произведено только с согласия районной комиссии по делам несовершеннолетних.

Не допускается отказ несовершеннолетним, получившим основное общее образование, в получении образования следующей ступени в том же образовательном учреждении.

6. При рассмотрении вопроса об увольнении несовершеннолетнего, работающего по трудовому договору, по инициативе администрации комиссия по делам несовершеннолетних не вправе давать разрешение на увольнение, если не решен вопрос о дальнейшей занятости несовершеннолетнего или о его постановке на учет в органах государственной службы занятости или в иных органах, осуществляющих трудоустройство несовершеннолетних.

7. Во всех случаях подачи несовершеннолетним заявления с просьбой об освобождении от работы по собственному желанию администрация предприятия, учреждения, организации обязана в трехдневный срок сообщить об этом в районную комиссию по делам несовершеннолетних с тем, чтобы комиссия в установленный законом срок могла разобраться в действительных причинах подачи заявления об уходе и принять меры к оставлению несовершеннолетнего на прежней работе или к его трудоустройству на другом предприятии, учреждении, организации.

Статья 12. Организация пропаганды здорового образа жизни и социально полезного поведения несовершеннолетних

1. Органы Московской городской администрации в соответствии с законодательством обеспечивают производство и распространение среди несовершеннолетних информационных материалов, а также проведение иных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних.

2. Производство и распространение печатной продукции, пропагандирующей здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних, осуществляются в соответствии с законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3. Устная разъяснительная работа и иные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних, проводятся в порядке, определяемом правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья 13. Обязанности родителей и лиц, их заменяющих, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Родители (лица, их заменяющие) обязаны содержать и воспитывать своих несовершеннолетних детей, обеспечивать получение ими основного общего образования, а также осуществлять в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних иные обязанности, возлагаемые на них законодательством.

Статья 14. Органы и учреждения городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Городскую систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляют: городские и окружные органы социальной защиты населения, опеки и попечительства, здравоохранения, образования, занятости, внутренних дел, по делам семьи и молодежи, органы местного самоуправления, специализированные учреждения и организации, комиссии по делам несовершеннолетних, а также органы и учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма.

Администрация города поддерживает деятельность учреждений и организаций, имеющих своей уставной целью участие в мероприятиях по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья 15. Образовательные учреждения в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В целях реализации задач профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образовательные учреждения в городе Москве:

- создают условия для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии и обеспечивают их обучение в различных видах образовательных учреждений;

- оказывают психолого-педагогическую помощь родителям (лицам, их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;

- обеспечивают реализацию воспитательных и образовательных программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;

- осуществляют выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения, принимают меры по обеспечению получения ими основного общего образования.

Статья 16. Органы службы занятости населения в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Органы службы занятости населения в городе Москве в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы содействуют реализации трудовых прав несовершеннолетних, организуют их профессиональную подготовку и переподготовку, а также осуществляют иные полномочия, установленные законодательством.

Статья 17. Детские и молодежные общественные объединения в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Детские и молодежные общественные объединения участвуют в осуществлении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и пользуются соответствующей информационной, организационной и материальной поддержкой органов городской администрации в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

Статья 18. Комиссии по делам несовершеннолетних

1. Координация деятельности органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается на Московскую городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних.

2. Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних, окружные и районные комиссии по делам несовершеннолетних образуются и действуют в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными правовыми актами.

3. Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних образуется Мэром Москвы и действует на основании Положения, утверждаемого Мэром Москвы. Численный и персональный состав Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних определяется Мэром Москвы в соответствии с законодательством.

4. Московская городская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних:

а) координирует деятельность специализированных городских органов и учреждений в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

б) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью окружных и районных комиссий по делам несовершеннолетних;

в) разрабатывает проект и контролирует реализацию городской программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) принимает участие в разработке правовых актов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

д) осуществляет иные полномочия, установленные Положением о Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и иными правовыми актами.

5. Окружная комиссия по делам несовершеннолетних образуется префектом административного округа и действует на основании положения, утверждаемого префектом. Численный и персональный состав окружной комиссии по делам несовершеннолетних определяется префектом административного округа по согласованию с Московской городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних. Численный состав окружной комиссии по делам несовершеннолетних не может быть менее трех человек.

6. Окружная комиссия по делам несовершеннолетних:

а) координирует на территории округа деятельность специализированных окружных органов и учреждений в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

б) осуществляет организационное руководство деятельностью районных комиссий по делам несовершеннолетних;

в) разрабатывает проект и контролирует реализацию окружной программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) принимает участие в разработке правовых актов городской администрации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

д) осуществляет иные полномочия, установленные положением об окружной комиссии по делам несовершеннолетних и иными правовыми актами.

7. Районная комиссия по делам несовершеннолетних образуется главой районной Управы и действует на основании положения, утверждаемого районным Собранием по представлению главы районной Управы. Численный и персональный состав районной комиссии по делам несовершеннолетних определяется главой районной Управы по согласованию с председателем Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних. Численный состав районной комиссии по делам несовершеннолетних не может быть менее трех человек.

8. Районная комиссия по делам несовершеннолетних:

а) осуществляет полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

б) рассматривает решение органа управления образовательного учреждения об исключении обучающегося, достигшего возраста 15-ти лет, из образовательного учреждения и принимает меры по продолжению им обучения или его трудоустройству;

в) рассматривает материалы и принимает решения о постановке на учет в подразделения по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности города Москвы несовершеннолетних лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, по представлению администрации этих учреждений; несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; несовершеннолетних лиц, освобожденных из воспитательных колоний;

г) разрабатывает проект и контролирует реализацию районной программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

д) принимает участие в разработке правовых актов органов власти района по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

е) осуществляет иные полномочия, установленные положением о районной комиссии по делам несовершеннолетних и иными правовыми актами.

Статья 19. Подразделения по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности

Подразделения по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности города Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации действуют в структуре Главного управления внутренних дел города Москвы, управлений внутренних дел административных округов, иных нижестоящих органов внутренних дел города Москвы.

Статья 20. Учреждения временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной безопасности

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в целях осуществления мер по изоляции, установлению личности и дальнейшему устройству несовершеннолетних правонарушителей в структуре милиции общественной безопасности города Москвы действуют учреждения временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

2. Условия и порядок деятельности учреждений временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Статья 21. Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения обеспечивают психолого-медико-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию несовершеннолетних, создают условия для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования.

2. Специальные учебно-воспитательные учреждения могут создаваться органами исполнительной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3. Условия и порядок деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 22. Центры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Специализированные учреждения органов социальной защиты, по делам семьи и молодежи, образования и здравоохранения для несовершеннолетних:

- осуществляют работу с несовершеннолетними, нуждающимися в экстренной медицинской, психотерапевтической, психологической, социальной помощи; испытывающими трудности в общении с родителями, сверстниками и другими лицами; не имеющими постоянного места жительства; употребляющими наркотики, спиртные напитки или другие средства, влекущие одурманивание;

- выявляют причины безнадзорности несовершеннолетних и принимают меры к их устранению;

- оказывают психокоррекционную, социальную и иную помощь семье, содействуют возвращению детей в семью, к опекунам, попечителям;

- участвуют в устройстве несовершеннолетних, обеспечивают временное проживание безнадзорных несовершеннолетних с предоставлением бесплатного питания, медицинского обслуживания, ухода.

2. Учреждения создаются по решению Правительства Москвы, находятся в ведении органов социальной защиты, по делам семьи и молодежи, образования и здравоохранения, которые определяют виды учреждений и порядок их деятельности, оказывают необходимую финансовую, организационно-методическую и иную помощь.

Статья 23. Участие негосударственных некоммерческих организаций в осуществлении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Участвуя в проведении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, негосударственные некоммерческие организации, общественные и религиозные объединения:

а) осуществляют нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних;

б) способствуют утверждению у несовершеннолетних здорового образа жизни;

в) оказывают помощь многодетным семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

г) содействуют социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, вернувшихся из мест исполнения наказания в виде лишения свободы или специальных учебно-воспитательных учреждений;

д) взаимодействуют с государственными организациями и учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Деятельность негосударственных некоммерческих организаций и учреждений, участвующих в осуществлении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должна соответствовать государственным социальным стандартам, которые определяют основные требования к качеству и объемам психолого-медико-педагогических и социальных услуг, порядку и условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних.

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Ответственность граждан, должностных лиц и организаций за нарушение настоящего Закона определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года № 22 "О законодательных актах города Москвы".

П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Москва, Московская городская Дума

7 апреля 1999 года

№ 16