О защите зеленых насаждений

О защите зеленых насаждений

Настоящий Закон регулирует правоотношения между органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами по вопросам сохранения и восстановления зеленых насаждений.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона устанавливаются следующие основные понятия:

Зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).

Озелененные территории - участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом.

Зеленый массив - участок земли, занятый зелеными насаждениями, насчитывающий не менее 50 экземпляров взрослых деревьев, образующих единый полог. Взрослым считается дерево старше 15 лет либо дерево, не подлежащее пересадке по заключению специально уполномоченного органа по защите зеленых насаждений.

Защита зеленых насаждений - система правовых, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений, озелененных территорий и зеленых массивов.

Повреждение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу, ветвям древесно-кустарниковых растений, их корневой системе, повреждение надземной части и корневой системы травянистых растений, не влекущее прекращение роста. Повреждением является механическое повреждение ветвей, корневой системы, нарушение целостности коры, нарушение целостности живого надпочвенного покрова, загрязнение зеленых насаждений либо почвы в корневой зоне вредными веществами, поджог и иное причинение вреда.

Уничтожение зеленых насаждений - повреждение зеленых насаждений, повлекшее прекращение роста.

Компенсационное озеленение - воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных.

Компенсационная стоимость - стоимостная оценка зеленых насаждений, устанавливаемая для учета их ценности при повреждении или уничтожении, включая расходы на создание и содержание зеленых насаждений.

Специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений - специально уполномоченный Правительством Москвы государственный орган управления города Москвы по защите зеленых насаждений.

Статья 2. Основные принципы защиты зеленых насаждений

Защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.

Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.

Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями на основании лицензии на право занятия данным видом деятельности.

Генеральный план развития города Москвы и градостроительные планы развития территориальных единиц города Москвы разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями по защите зеленых насаждений.

Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом. Предпроектная и проектная документация на организацию строительной, хозяйственной и иной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений, а проектная документация, кроме этого, должна содержать полную оценку воздействия проектируемого объекта на зеленые насаждения.

Использование озелененных территорий и зеленых массивов, не совместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается. Развитие озелененных территорий производится в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы.

Статья 3. Вырубка деревьев и кустарников

Вырубка деревьев и кустарников при выполнении требований настоящего Закона может быть разрешена в случаях:

- реализации предусмотренного градостроительной документацией проекта, разработанного в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы;

- проведения санитарных рубок и реконструкций зеленых насаждений на основании правил, утверждаемых Правительством Москвы;

- восстановления по заключению органов санитарно-эпидемиоло-гического надзора нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением утвержденных федеральными органами исполнительной власти или Правительством Москвы норм и правил;

- ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе ремонта подземных коммуникаций и капитальных инженерных сооружений; в этих случаях порубочный билет выдается в течение 72 часов с момента начала работ.

Порядок осуществления вырубки устанавливается настоящим Законом и иными нормативными актами города Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом.

Вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.

Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов выдается специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.

Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников в городских лесах выдается органом городского управления, уполномоченным Правительством Москвы.

Органы, уполномоченные на выдачу порубочных билетов, производят отбор и пометку деревьев и кустарников, составляют ведомость отобранных к вырубке деревьев и кустарников в порядке, установленном Правительством Москвы.

Оплата за вырубаемые деревья и кустарники, подлежащие вырубке, производится лицом, получающим порубочный билет, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.

Статья 4. Компенсационное озеленение

Компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений. Компенсационное озеленение производится в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев, но не позднее года с момента, когда специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений был проинформирован о повреждении или уничтожении зеленых насаждений.

В случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены, либо на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади.

Видовой состав и возраст высаживаемых деревьев и кустарников устанавливаются специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.

Компенсационное озеленение производится за счет средств граждан или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых произошло повреждение или уничтожение зеленых насаждений. В случаях невозможности установления лица, причинившего вред, или естественной гибели зеленых насаждений финансирование компенсационного озеленения производится за счет целевых средств Московского городского экологического фонда, а при недостатке указанных средств - за счет средств бюджета города Москвы.

Если зеленые насаждения застрахованы, компенсационное озеленение производится за счет сумм страхового возмещения, выплачиваемых в случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений.

Статья 5. Учет зеленых насаждений

В городе Москве ведется учет зеленых насаждений в порядке, установленном Правительством Москвы.

Для целей учета создается реестр зеленых насаждений, порядок ведения которого определяется Правительством Москвы.

Обязательный учет зеленых насаждений производится при регистрации сделок с земельными участками и переходе прав на них. При этом учитываются наличие зеленых насаждений, занимаемая ими площадь, видовой состав и возраст деревьев и кустарников.

Глава II. Права и обязанности граждан и юридических лиц при осуществлении требований по защите зеленых насаждений

Статья 6. Права граждан и юридических лиц при осуществлении требований по защите зеленых насаждений

Граждане и юридические лица имеют право на:

- пользование зелеными насаждениями города в культурно-оздоровительных и иных целях с соблюдением требований настоящего Закона и иных нормативных актов;

- получение достоверной информации о планируемых и ведущихся работах на территориях, занятых зелеными насаждениями, а также об учете зеленых насаждений;

- участие в процессе подготовки и принятия градостроительных решений, оказывающих воздействие на зеленые насаждения;

- участие в обсуждении вопросов защиты зеленых насаждений;

- обжалование в судебном порядке действий со стороны иных граждан, связанных с нарушением требований по защите зеленых насаждений;

- обжалование в административном либо судебном порядке действий (бездействия) со стороны должностных лиц, государственных органов и организаций, связанных с нарушением требований по защите зеленых насаждений.

Статья 7. Обязанности граждан и юридических лиц при осуществлении требований по защите зеленых насаждений

Граждане и юридические лица обязаны:

- обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях;

- возмещать вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, в соответствии со статьями 10, 12, 13 настоящего Закона.

На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается:

- повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за исключением случаев, установленных статьей 3 настоящего Закона;

- разбивать огороды без соответствующего разрешения;

- разводить костры, жечь опавшую листву и сухую траву, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку;

- проезд и стоянка автотранспортных средств, строительной и дорожной техники, кроме техники, связанной с эксплуатацией данных территорий и уходом за зелеными насаждениями;

- складирование различных грузов, в том числе строительных материалов;

- ремонт, слив отходов, мойка автотранспортных средств, установка гаражей и тентов типа "ракушка";

- производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Лица, имеющие права на земельный участок, принимают на охрану и содержание находящиеся на нем зеленые насаждения, что может закрепляться специальным охранным свидетельством, и несут ответственность в соответствии со статьей 17 настоящего Закона.

Глава III. Защита зеленых насаждений при осуществлении градостроительной и предпринимательской деятельности

Статья 8. Защита зеленых насаждений при осуществлении градостроительной деятельности

Осуществление градостроительной деятельности в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.

Озелененные территории, в том числе зеленые массивы, а также участки земли, предназначенные для развития озелененных территорий, застройке, не связанной с их целевым назначением, не подлежат.

При организации строительства на иных участках земли, занятых зелеными насаждениями, предпроектная документация должна содержать оценку зеленых насаждений, подлежащих вырубке. Возмещение вреда в этих случаях осуществляется посредством предварительного внесения платежей за вырубку зеленых насаждений в порядке, установленном статьями 3 и 4 настоящего Закона.

Оформление прав собственности по завершении строительства всех объектов осуществляется после выполнения озеленения, предусмотренного проектной документацией или условиями согласования, и приемки выполненных работ специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.

Статья 9. Защита зеленых насаждений при осуществлении предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.

На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается торговля и иная предпринимательская деятельность, установка палаток и иных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности без разрешения специально уполномоченного органа по защите зеленых насаждений.

При осуществлении предпринимательской деятельности на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, загрязнение и захламление территории, иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений.

Глава IV. Экономический механизм защиты зеленых насаждений

Статья 10. Принципы возмещения вреда от повреждения или уничтожения зеленых насаждений

Вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению за исключением случаев, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона.

Размер подлежащего возмещению вреда определяется по утвержденным Правительством Москвы методикам расчетов, исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений.

Оценка вреда, причиненного всеми видами вредного воздействия, проводится:

- при незаконном повреждении или уничтожении зеленых насаждений;

- при правомерной вырубке деревьев и кустарников, замене травянистой растительности твердыми покрытиями;

- при проведении экологической экспертизы проектов и оценке воздействия осуществляемой и планируемой деятельности на зеленые насаждения;

- при разработке разделов оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) в проектах, затрагивающих озелененные территории и зеленые насаждения.

Возмещение вреда производится в денежной или натуральной форме. Форма возмещения определяется специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.

В целях возмещения вреда вследствие повреждения или уничтожения зеленых насаждений поощряется страхование зеленых насаждений их владельцами и пользователями, в том числе путем предоставления в установленном порядке налоговых льгот.

Возмещение вреда в любой форме не освобождает лиц, виновных в противоправном повреждении или уничтожении зеленых насаждений, от административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, города Москвы и настоящим Законом.

Статья 11. Формирование целевых средств Московского городского экологического фонда, предназначенных для компенсационного озеленения

Московский городской экологический фонд ведет отдельный учет по целевым средствам, поступающим на компенсационное озеленение.

Целевые средства, предназначенные для компенсационного озеленения, формируются из следующих источников:

- платежей за вырубку зеленых насаждений и возмещение вреда;

- добровольных взносов граждан и юридических лиц, в том числе иностранных, на цели защиты и развития зеленых насаждений;

- штрафов за причинение вреда зеленым насаждениям, налагаемых специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений в соответствии со статьей 17 настоящего Закона;

- поступлений от иных источников.

Московский городской экологический фонд ежеквартально представляет для опубликования в средствах массовой информации отчет о поступлении средств, предназначенных для компенсационного озеленения, и их использовании.

Использование целевых средств для компенсационного озеленения в иных целях запрещается.

Статья 12. Возмещение вреда в денежной форме

При возмещении вреда граждане или юридические лица, его причинившие, перечисляют в Московский городской экологический фонд денежную сумму в размере компенсационной стоимости.

Порядок внесения платежей устанавливается Правительством Москвы.

Статья 13. Возмещение вреда в натуральной форме

Натуральной формой возмещения вреда является проведение компенсационного озеленения для создания зеленых насаждений взамен утраченных или приведение их в исходное состояние.

Возмещение вреда в натуральной форме осуществляется путем проведения специализированными организациями работ по озеленению на основании договора с лицом, причинившим вред.

Возмещение вреда в натуральной форме может быть произведено лицом, причинившим вред, самостоятельно с разрешения специально уполномоченного органа по защите зеленых насаждений. Вред считается возмещенным в натуральной форме после приемки проведенных работ специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.

Порядок проведения компенсационного озеленения устанавливается Правительством Москвы.

Статья 14. Вред, не подлежащий возмещению

Не подлежит возмещению вред, причиненный зеленым насаждениям, в случаях:

- санитарных рубок и реконструкций зеленых насаждений;

- восстановления по заключению органов санитарно-эпидемиоло-гического надзора нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением утвержденных федеральными органами исполнительной власти или Правительством Москвы норм и правил;

- ураганов, землетрясений и других разрушительных явлений природы;

- освоения земельных участков, отведенных в установленном порядке под огороды, при условии отсутствия на них деревьев и кустарников;

- удаления аварийных деревьев и кустарников.

Статья 15. Налогообложение граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность по защите зеленых насаждений

В городе Москве устанавливается льготное налогообложение граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность по защите зеленых насаждений.

Порядок и условия предоставления налоговых льгот регулируются в соответствии с Законом города Москвы от 1 июля 1996 года № 21 "О налоговых льготах в городе Москве".

Под деятельностью по защите зеленых насаждений понимается:

- производство семенного и посадочного материала для целей озеленения города Москвы;

- производство и улучшение почв и грунта для целей озеленения города Москвы;

- производство органических удобрений и средств уничтожения вредителей зеленых насаждений;

- посадка новых деревьев, кустарников и иных зеленых насаждений в границах города Москвы.

Статья 16. Стимулирование деятельности по защите зеленых насаждений

Сохранение в неповрежденном состоянии зеленых насаждений, подлежащих уничтожению в ходе осуществления градостроительной и иной деятельности, поощряется посредством возвращения компенсационной стоимости лицам, осуществляющим данную деятельность.

По заявлению лиц, осуществляющих градостроительную и иную деятельность, специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений составляется акт о наличии сохранившихся зеленых насаждений и принимается решение о возвращении компенсационной стоимости.

Глава V. Ответственность за нарушение требований по защите зеленых насаждений

Статья 17. Ответственность за нарушение требований по защите зеленых насаждений

Противоправное повреждение или уничтожение зеленых насаждений влечет наложение штрафа:

- на граждан - в размере от 1 до 10 минимальных размеров оплаты труда;

- на должностных лиц - в размере от 3 до 20 минимальных размеров оплаты труда;

- на юридических лиц - в размере от 10 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Граждане, должностные лица, виновные в нарушении иных требований по защите зеленых насаждений, установленных нормативными актами Российской Федерации и города Москвы, несут административную ответственность в соответствии со статьями 63, 145 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Юридические лица, виновные в нарушении иных требований по защите зеленых насаждений, несут ответственность в соответствии
со статьями 20, 21 Закона города Москвы от 24 января 1996 года № 1 "О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города".

Непредставление гражданам и общественным объединениям по их требованию информации, связанной с учетом зеленых насаждений, изменением (перепланировкой) территории, занятой зелеными насаждениями, либо иной информации о действиях, способных нанести вред зеленым насаждениям, влечет ответственность в соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 года № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" и Федеральным законом от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ
"Об информации, информатизации и защите информации".

Рассмотрение дел о нарушениях требований по защите зеленых насаждений осуществляется мировыми судьями, специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений и иными уполномоченными органами в пределах их компетенции.

Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возместить причиненный вред.

Глава VI. Контроль в области защиты зеленых насаждений

Статья 18. Контроль в области защиты зеленых насаждений

Государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений осуществляется специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.

Контроль за соблюдением установленных правил и технологий посадки и содержания зеленых насаждений осуществляют специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений и Объединение административно-технических инспекций в пределах своей компетенции.

Специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений осуществляет:

- в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проведение государственной экологической экспертизы любых хозяйственных и иных решений, связанных с повреждением или уничтожением зеленых насаждений;

- принятие решений об отказе в выдаче разрешений на уничтожение зеленых насаждений в случаях отрицательного заключения государственной экологической экспертизы на предпроектную и проектную документацию;

- принятие решений о выдаче разрешений на уничтожение зеленых насаждений в случаях положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Приемка построеннных объектов, в проектной документации которых предусматривается озеленение, осуществляется Государственной комиссией после проведения работ по озеленению и их приемки специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.

В состав Государственной комиссии по приемке построенных объектов входит представитель специально уполномоченного органа по защите зеленых насаждений.

Объект принимается в эксплуатацию лишь при выполнении требований, предусмотренных в проектах строительства и заключениях государственной экологической экспертизы.

Глава VII. Заключительное положение

Статья 19. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его первого официального опубликования.

П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Москва, Московская городская Дума

5 мая 1999 года

№ 17