О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями

О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями

Настоящий Закон определяет основные принципы и формы взаимодействия органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями, в том числе связанные c осуществлением целевых социальных программ города Москвы, района города Москвы, с поддержкой целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, общественно-гражданских инициатив, добровольческой деятельности.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, участниками которых являются политические партии, иные политические организации, политические движения, профсоюзы.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие понятия:

Целевая социальная программа города Москвы - объединенный по отраслевым, функциональным, финансовым и иным признакам комплекс мероприятий, утверждаемый органами власти города Москвы в установленном порядке и направленный на решение социально значимых проблем населения города Москвы, административного округа города Москвы.

Целевая социальная программа района города Москвы - объединенный по отраслевым, функциональным, финансовым и иным признакам комплекс мероприятий, утверждаемый органом власти района в установленном порядке и направленный на решение социально значимых проблем населения района города Москвы.

Целевая социальная программа негосударственной некоммерческой организации - объединенный по функциональным, финансовым и иным признакам комплекс мероприятий, разработанный данной организацией и направленный на решение социально значимых проблем населения города Москвы.

Социальный заказ - одна из форм реализации целевых социальных программ города Москвы, района города Москвы, представляющая собой совокупность государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ и/или оказание услуг за счет бюджета города.

Заказчик - орган исполнительной власти города Москвы, орган власти района города Москвы.

Общественно-гражданская инициатива - деятельность, обусловленная выполнением работ и/или оказанием услуг и направленная на достижение общественных благ, осуществление одной или нескольких общественно значимых целей.

Добровольческая деятельность (волонтерство) - добровольная безвозмездная социально значимая деятельность физических лиц - добровольцев, реализуемая от лица и/или по поручительству негосударственной некоммерческой организации.

Грант (субсидия) - средства бюджета города Москвы, в том числе средства финансовых ресурсов районов города Москвы, предоставляемые физическому или юридическому лицу на безвозмездной безвозвратной основе на условиях долевого финансирования расходов по осуществлению целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, поддержке общественно-гражданских инициатив в целях социально-экономического развития города Москвы.

Статья 2. Законодательство о взаимодействии органов власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями

Правовую основу взаимодействия органов власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями составляет Устав города Москвы, настоящий Закон, иные законы города Москвы, нормативные правовые акты города Москвы, принимаемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции от 8 июля 1999 года), от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в редакции от 19 июля 1998 года), от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы городской политики органов власти Москвы по взаимодействию с негосударственными некоммерческими организациями

Городская политика по взаимодействию органов власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями осуществляется на основе принципов:

- признания права негосударственных некоммерческих организаций на участие в формировании и реализации мероприятий городской политики в социальной сфере;

- сотрудничества органов власти города Москвы и негосударственных некоммерческих организаций;

- поддержки деятельности негосударственных некоммерческих организаций, добровольческой деятельности, целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, общественно-гражданских инициатив;

- гласности;

- контроля со стороны органов власти города Москвы за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, предоставленных негосударственным некоммерческим организациям в соответствии с законодательством города Москвы.

Статья 4. Формы взаимодействия органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями

Органы власти города Москвы осуществляют политику в социальной сфере путем реализации мероприятий в рамках целевых социальных программ города Москвы государственными, муниципальными учреждениями, а также с участием иных некоммерческих и коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан.

Формы поддержки негосударственных некоммерческих организаций органами власти города Москвы определяются с учетом организационно-правовой формы, а также характера работ, услуг, оказываемых негосударственными некоммерческими организациями.

Основными формами взаимодействия и поддержки органами власти Москвы негосударственных некоммерческих организаций являются:

- размещение социального заказа;

- выделение грантов (субсидий) и контроль за их использованием;

- предоставление налоговых льгот категориям некоммерческих организаций;

- предоставление негосударственным некоммерческим организациям льгот неналогового характера;

- координация деятельности и совместная разработка целевых социальных программ;

- предоставление информации о проводимой в городе социально-экономической и бюджетной политике, о мероприятиях, связанных с деятельностью негосударственных некоммерческих организаций;

- методическая, консультационная, организационная помощь.

Глава II. О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями при осуществлении целевых социальных программ города Москвы, района города Москвы

Статья 5. Осуществление целевых социальных программ города Москвы, района города Москвы

Целевые социальные программы города Москвы, района города Москвы могут осуществляться посредством выполнения социальных заказов города Москвы, района города Москвы негосударственными некоммерческими организациями, коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, гражданами.

В целевых социальных программах города Москвы, района города Москвы могут определяться приоритеты, направления, формы и условия поддержки деятельности негосударственных некоммерческих организаций, целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, общественно-гражданских инициатив.

В целевых социальных программах города Москвы, района города Москвы могут быть предусмотрены задачи, решение которых возможно обеспечить путем осуществления целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций.

Статья 6. Формирование и размещение социального заказа

Формирование и размещение социального заказа осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Размещение социальных заказов производится заказчиком на основе проведения открытых публичных конкурсов.

Порядок проведения конкурсов по размещению социального заказа определяется федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Победитель конкурса заключает с заказчиком контракт.

Примерные формы государственных (муниципальных) контрактов на выполнение социального заказа определяются Правительством Москвы, главой районной Управы.

Статья 7. Внеконкурсное размещение социального заказа города Москвы, района города Москвы

Внеконкурсное размещение социального заказа города Москвы, района города Москвы возможно лишь в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством города Москвы.

Глава III. Формы поддержки негосударственных некоммерческих организаций, целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, общественно-гражданских инициатив

Статья 8. Грант (субсидия)

Органы власти Москвы вправе принять решение о выделении грантов (субсидий) для осуществления целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, реализации общественно-гражданских инициатив. Целевые социальные программы негосударственных некоммерческих организаций могут быть направлены на развитие деятельности самой организации.

Выделение грантов (субсидий) производится на основе проведения открытых публичных конкурсов.

Органы власти Москвы обеспечивают общедоступность информации о проведении конкурса и его условиях.

Объявление о проведении конкурса публикуется в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы власти Москвы, не позднее чем за три месяца до проведения конкурса.

Конкурсы по выделению грантов (субсидий) негосударственным некоммерческим организациям проводятся органами исполнительной власти города Москвы, главой районной Управы.

Решения о выделении грантов (субсидий) принимаются органами исполнительной власти города Москвы, главой районной Управы на основании решения конкурсной комиссии по результатам экспертной оценки.

Статья 9. Экспертная оценка

Решения о выделении грантов (субсидий) принимаются по результатам рассмотрения заявок конкурсной комиссией после оценки указанных заявок экспертной комиссией либо экспертной организацией. В состав экспертной комиссии входят представители органов власти Москвы, независимые эксперты социальных программ, а также представители негосударственных некоммерческих организаций, не принимающих участие в конкурсе.

Основными критериями оценки целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций являются:

- соответствие целей и задач целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций направлениям развития социальной сферы города Москвы, района города Москвы;

- значимость для развития социальной сферы территории;

- соответствие целей и задач целевой социальной программы негосударственной некоммерческой организации целям данной организации и ее организационно-правовой форме;

- материально-техническая, кадровая, финансовая база негосударственной некоммерческой организации, ее сформированность;

- эффективность программы.

По договоренности с заказчиком экспертная оценка целевой социальной программы независимой некоммерческой организации может быть проведена на промежуточном и завершающем этапах. Возможно также проведение указанной оценки в постпроектный период по истечении определяемого заказчиком периода времени.

Статья 10. Договор о выделении гранта (субсидии)

Выделение гранта (субсидии) производится на основе заключения договора между органами исполнительной власти города Москвы, главой районной Управы, утвердившими решение о выделении гранта (субсидии), и негосударственной некоммерческой организацией, получающей грант (субсидию).

Договор устанавливает обязательства органов исполнительной власти города Москвы, главы районной Управы в отношении сроков финансирования и размеров, обязательства негосударственной некоммерческой организации по целевому использованию гранта (субсидии), а также ответственность за несоблюдение сторонами условий договора.

Статья 11. Контроль за целевым использованием грантов (субсидий), выделенных негосударственным некоммерческим организациям

Негосударственные некоммерческие организации, получившие в соответствии с настоящим Законом гранты (субсидии), обязаны использовать их только по целевому назначению, представлять в органы власти Москвы финансовые отчеты об использовании полученных средств.

Контроль за обоснованностью расходования грантов (субсидий) осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, главы районных Управ, утвердившие решение о выделении грантов (субсидий).

В случае нецелевого использования грантов (субсидий) или несвоевременного представления отчетов об использовании выделенных бюджетных средств негосударственные некоммерческие организации несут ответственность в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 12. Налоговые и иные формы поддержки негосударственных некоммерческих организаций

Органы власти города Москвы могут оказывать поддержку негосударственным некоммерческим организациям, цели и направления деятельности которых соответствуют направлениям развития города Москвы, в следующих формах:

- предоставление льгот в виде полного или частичного освобождения от налогов, направляемых в городской бюджет, в порядке, установленном законами города Москвы;

- установление льгот по арендной плате за землю, иные объекты недвижимости, находящиеся в собственности города Москвы, в порядке, предусмотренном законодательством города Москвы.

Глава IV. Неэкономическое взаимодействие органов власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями

Статья 13. Информационная поддержка

Органы власти Москвы с целью привлечения жителей Москвы к более активному участию в жизни города информируют всех заинтересованных лиц о планируемых и реализуемых мероприятиях в социальной сфере.

Органы власти города Москвы вправе поддерживать деятельность средств массовой информации, освещающих проблемы негосударственных некоммерческих организаций, практику развития социально значимой деятельности, общественно-гражданских инициатив, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 14. Общественные советы

Для обеспечения взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций и органов власти Москвы, учета интересов граждан при выработке и реализации властных решений в городе Москве органы власти Москвы могут по собственной инициативе, а также по инициативе граждан создавать общественные советы с экспертными, консультативными, координационными и другими функциями.

Статья 15. Другие формы взаимодействия органов власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями, другими юридическими и физическими лицами

По обращениям негосударственных некоммерческих организаций органы власти Москвы вправе оказывать содействие в:

- подготовке экспертов и специалистов по проведению конкурсов и оценке конкурсных заявок на выделение грантов (субсидий);

- обучении участников (членов), специалистов, добровольцев негосударственных некоммерческих организаций и обмене опытом, оказании методической помощи;

- проведении конференций, семинаров, консультаций.

Органы власти Москвы:

- организуют обсуждение проектов целевых социальных программ города, района города Москвы, механизмов привлечения негосударственных некоммерческих организаций к их разработке и осуществлению;

- организуют проведение конкурсов на разработку концепций городских, районных целевых социальных программ, разделов программ;

- привлекают специалистов, работающих в негосударственных некоммерческих организациях либо являющихся участниками (членами) негосударственных некоммерческих организаций, в качестве экспертов при подготовке законопроектов.

Негосударственные некоммерческие организации, их ассоциации взаимодействуют в иных формах с органами власти Москвы, другими юридическими и физическими лицами при реализации собственных и совместных социально значимых программ (разделов программ, проектов) и иных мероприятий.

Статья 16. Добровольческая деятельность

Органы власти Москвы оказывают содействие развитию добровольческой деятельности.

Субъектами добровольческой деятельности являются:

- добровольцы;

- организаторы добровольческой деятельности.

Под добровольцем понимается любое физическое лицо, достигшее 14 лет и осознанно участвующее в добровольческой деятельности.

Под организатором добровольческой деятельности понимается негосударственная некоммерческая организация, обеспечивающая осуществление добровольческой деятельности.

Помощь добровольцев осуществляется в следующих формах:

- оказание помощи в виде услуги благополучателям;

- осуществление общественно полезной деятельности, участие в реализации благотворительных программ.

Организаторы добровольческой деятельности и добровольцы определяют в договорном порядке права и обязанности по подготовке, осуществлению и материальному обеспечению добровольческой деятельности.

Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Москва, Московская городская Дума

12 апреля 2000 года

№ 8