Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве

Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве

Особо охраняемые природные территории в городе Москве составляют основу природного комплекса города Москвы и являются объектами природного и историко-культурного наследия столицы.

Настоящий Закон регулирует отношения в области образования, охраны, содержания, использования и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве в целях сохранения и восстановления природно-территориальных комплексов, образующих их природных сообществ и объектов, ландшафтного и биологического разнообразия, улучшения состояния окружающей среды и качества жизни населения города.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Законодательство об особо охраняемых природных территориях в городе Москве

1. Законодательство города Москвы об особо охраняемых природных территориях в городе Москве основано на положениях Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве об охране окружающей среды, особо охраняемых природных территориях и природных ресурсах, в том числе Лесном кодексе Российской Федерации, Уставе города Москвы и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов города Москвы, регулирующих отношения в области образования, охраны, содержания, использования и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве.

2. Отношения, возникающие при использовании земель, недр, водных объектов, лесов, объектов животного мира, зеленых насаждений на особо охраняемых природных территориях в городе Москве, регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы с учетом положений федерального законодательства об особо охраняемых природных территориях и настоящего Закона.

Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Особо охраняемые природные территории в городе Москве могут быть федерального, регионального и местного значения. В зависимости от целевого назначения различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве:

а) национальный парк;

б) природный парк;

в) природно-исторический парк;

г) экологический парк;

д) природный заказник;

е) памятник природы;

ж) заповедный участок;

з) ботанический сад, дендрологический парк;

и) городской лес;

к) водоохранная зона.

2. Национальный парк в городе Москве является особо охраняемой природной территорией федерального значения.

3. Ботанические сады, дендрологические парки в городе Москве могут быть федерального и регионального значения.

4. Памятники природы могут быть федерального, регионального и местного значения.

5. Природные парки, природно-исторические парки, экологические парки, природные заказники, городские леса и водоохранные зоны являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения.

6. Заповедные участки могут быть регионального и местного значения.

7. Отношения, связанные с использованием и охраной особо охраняемых природных территорий федерального значения, регулируются федеральным законодательством.

8. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью города Москвы.

Функции управления (охраны, содержания и использования) особо охраняемыми природными территориями регионального значения в городе Москве могут быть переданы специально уполномоченному органу Правительства Москвы.

9. Особо охраняемые природные территории местного значения находятся в собственности города Москвы и могут быть переданы в управление района города Москвы.

10. Особо охраняемые природные территории в городе Москве могут быть отнесены в установленном порядке к территориальным единицам с особым статусом.

11. Границы и режимы особо охраняемых природных территорий и их охранных зон учитываются при разработке всех видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, затрагивающую эти территории.

Cтатья 3. Полномочия Московской городской Думы в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. К ведению Московской городской Думы относятся:

- утверждение схемы развития системы особо охраняемых природных территорий;

- утверждение решений об образовании, изменении категории и упразднении особо охраняемых природных территорий в соответствии с настоящим Законом;

- утверждение границ особо охраняемых природных территорий;

- утверждение комплексных программ, направленных на охрану и использование особо охраняемых природных территорий.

2. Московская городская Дума принимает участие в согласовании образования особо охраняемых природных территорий федерального значения в городе Москве в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 4. Полномочия Правительства Москвы в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве

К ведению Правительства Москвы относятся:

- представление Московской городской Думе предложений об образовании особо охраняемых природных территорий;

- разработка комплексных программ, направленных на охрану и использование особо охраняемых природных территорий, а также обеспечение их реализации;

- установление полномочий специальной службы охраны особо охраняемых природных территорий в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;

- определение форм экономического стимулирования по конкретным видам деятельности в области охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий.

Статья 5. Полномочия специально уполномоченного органа Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природными территориями в городе Москве

1. Специально уполномоченный орган Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природными территориями (далее - специально уполномоченный орган Правительства Москвы) является государственным органом, обеспечивающим управление (охрану, содержание и использование) особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения.

2. Специально уполномоченный орган Правительства Москвы:

- разрабатывает и вносит в Правительство Москвы предложения об образовании, изменении категории и упразднении особо охраняемых природных территорий в городе Москве;

- осуществляет государственный контроль за охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

- участвует в разработке и реализации комплексных программ, направленных на охрану и использование особо охраняемых природных территорий;

- осуществляет взаимодействие с органами государственной власти города Москвы и районными Управами города Москвы при решении вопросов охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве;

- информирует граждан и юридических лиц по вопросам образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий.

Статья 6. Полномочия районных Управ города Москвы в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Районная Управа осуществляет управление особо охраняемыми природными территориями, переданными в управление района.

2. Районное Собрание города Москвы:

- дает согласие на образование особо охраняемой природной территории, находящейся (частично или полностью) на территории района города Москвы;

- утверждает Наблюдательный совет особо охраняемой природной территории местного значения, управляемой районом города Москвы.

3. Глава Управы района города Москвы:

- согласовывает представляемое на утверждение Правительства Москвы положение об особо охраняемой природной территории местного значения, расположенной на территории района города Москвы;

- совместно со специально уполномоченным органом Правительства Москвы осуществляет контроль за образованием, охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, расположенных на территории района города Москвы;

- обеспечивает управление особо охраняемой природной территорией местного значения;

- информирует граждан и юридических лиц по вопросам образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий местного значения.

Статья 7. Права и обязанности граждан и юридических лиц в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения вносят предложения об образовании особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по образованию, охране, содержанию, использованию и упразднению особо охраняемых природных территорий. Государственные органы в установленном порядке учитывают предложения граждан и юридических лиц по образованию, охране и использованию особо охраняемых природных территорий.

2. Граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения имеют право на получение информации от специально уполномоченного органа Правительства Москвы и районных Управ в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий, в том числе о соблюдении установленного режима охраны, а также об учете их предложений по образованию особо охраняемых природных территорий.

3. Граждане, общественные и религиозные объединения вправе осуществлять в установленном порядке общественный контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

4. При выявлении случаев нарушения режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий граждане вправе заявить о нарушении в соответствующие государственные органы и потребовать его устранения.

Должностные лица государственных органов обязаны проверить поступившее заявление и принять меры по устранению нарушения в пределах своей компетенции.

5. Граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения вправе обжаловать в административном или судебном порядке деятельность должностных лиц, учреждений и организаций, нарушающих законодательство Российской Федерации и города Москвы об особо охраняемых природных территориях.

6. Граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения имеют право оспорить решения об образовании, упразднении или изменении категории особо охраняемой природной территории в городе Москве в судебном порядке.

7. Граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения обязаны соблюдать установленный режим охраны и использования особо охраняемой природной территории. Нарушение установленного режима охраны и использования влечет ответственность в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и охране окружающей среды, а также настоящим Законом.

Статья 8. Планирование развития особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Планирование развития системы особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется в составе Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территорий территориальных единиц города Москвы, а также в составе схемы развития системы особо охраняемых природных территорий в городе Москве.

2. Схема развития системы особо охраняемых природных территорий является основанием для образования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве.

3. Схема развития системы особо охраняемых природных территорий и изменения в указанную схему утверждаются Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы при положительном заключении государственной экологической экспертизы.

4. В соответствии с утвержденной схемой развития системы особо охраняемых природных территорий Правительство Москвы устанавливает границы и режимы регулирования градостроительной деятельности на территориях, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, утверждает проекты планировки указанных территорий.

5. В границах земельных участков, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, приостанавливается предоставление земельных участков, оформление предпроектной и проектной документации на размещение, строительство и реконструкцию объектов на срок до принятия соответствующего решения.

Статья 9. Образование особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве

1. В соответствии с утвержденной схемой развития системы особо охраняемых природных территорий в городе Москве Правительство Москвы на основании материалов, подготовленных в установленном порядке специально уполномоченным органом Правительства Москвы, принимает решение о целесообразности образования особо охраняемой природной территории.

2. Материалы должны содержать:

- обоснование необходимости образования особо охраняемой природной территории;

- сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории;

- описание границ особо охраняемой природной территории;

- иные сведения.

Материалы об образовании особо охраняемой природной территории подлежат государственной экологической экспертизе.

3. Особо охраняемая природная территория, не предусмотренная схемой развития системы особо охраняемых природных территорий в городе Москве, может быть образована по предложениям граждан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, а также районной Управы.

Граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения, районные Управы направляют в специально уполномоченный орган Правительства Москвы предложения об образовании особо охраняемой природной территории с указанием предполагаемого местоположения и категории особо охраняемой природной территории.

Специально уполномоченный орган Правительства Москвы рассматривает предложения граждан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, районных Управ, при наличии оснований принимает решение о подготовке материалов об образовании особо охраняемой природной территории и направляет в Правительство Москвы, либо дает мотивированный отказ.

4. Проект решения об образовании особо охраняемой природной территории и описание ее границ, принятые Правительством Москвы, направляются Мэром Москвы на утверждение в Московскую городскую Думу.

5. Московская городская Дума рассматривает представленные документы и принимает решение об их утверждении либо отклонении.

6. Особо охраняемая природная территория считается образованной с момента утверждения ее границ Московской городской Думой.

7. Утверждение границ особо охраняемой природной территории является основанием для прекращения использования земельных участков в целях, не соответствующих режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории. Изъятие земельных участков и возмещение убытков, связанных с изъятием земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, лицам, деятельность которых несовместима с функционированием данной территории, производится в порядке, установленном законодательством.

8. После образования особо охраняемой природной территории в шестимесячный срок в порядке, установленном настоящим Законом, утверждаются положение и паспорт особо охраняемой природной территории.

Статья 10. Зонирование особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Зонирование особо охраняемой природной территории осуществляется в соответствии с установленной категорией и режимом охраны и использования на основании проекта планировки особо охраняемой природной территории.

2. На особо охраняемых природных территориях в городе Москве в зависимости от их категории, целей и задач, площади, природных, историко-культурных, градостроительных и иных особенностей могут быть выделены различные зоны и участки, в том числе:

- заповедные участки, предназначенные для использования в природоохранных и научных целях и выделяемые с целью обеспечения сохранения и (или) восстановления представляющих особую ценность природных сообществ, редких и исчезающих видов растений или животных, других объектов живой и неживой природы. Заповедные участки не утрачивают своего статуса при вхождении в состав особо охраняемой природной территории иной категории;

- зоны охраны историко-культурных объектов, предназначенные для сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия, которые могут быть использованы в научных и просветительских целях;

- учебно-экскурсионные зоны, предназначенные для использования в целях экологического просвещения и воспитания населения. В учебно-экскурсионной зоне могут быть организованы учебные и познавательные маршруты;

- рекреационные центры, специально обустроенные и предназначенные для массового отдыха населения;

- физкультурно-оздоровительные зоны, предназначенные для индивидуальных и групповых занятий физкультурой и специально обустроенные для этих целей;

- прогулочные зоны;

- административно-хозяйственные участки, предназначенные для размещения, строительства и эксплуатации объектов, необходимых для обеспечения охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий в соответствии с их целями и задачами;

- участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий и не противоречит установленному режиму;

- зоны охраняемого ландшафта.

3. В пределах зон и участков в соответствии с режимом охраны особо охраняемых природных территорий и их целевым назначением устанавливаются дифференцированные режимы охраны, хозяйственного и иного использования, в том числе режимы регулирования градостроительной деятельности, не противоречащие целям образования и использования особо охраняемых природных территорий.

Статья 11. Положение об особо охраняемой природной территории в городе Москве

1. Положение об особо охраняемой природной территории регионального или местного значения утверждается Правительством Москвы.

2. Положение об особо охраняемой природной территории должно содержать:

- наименование особо охраняемой природной территории;

- сведения о юридическом адресе и организационно-правовой форме специализированных учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемой природной территории;

- режим охраны и использования особо охраняемой природной территории;

- режим охраны и использования охранной зоны особо охраняемой природной территории;

- режимы использования земельных участков, предоставленных в пользование гражданам и юридическим лицам, согласно охранным обязательствам;

- иные сведения.

3. Изменения и дополнения в положение об особо охраняемой природной территории вносятся в случаях изменения категории или режима особо охраняемой природной территории в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 12. Паспорт особо охраняемой природной территории в городе Москве

1. Паспорт особо охраняемой природной территории утверждается специально уполномоченным органом Правительства Москвы.

2. Паспорт особо охраняемой природной территории должен содержать:

- наименование особо охраняемой природной территории;

- описание местоположения, площади и границ особо охраняемой природной территории регионального значения, а также ее план;

- перечень зон и участков особо охраняемой природной территории и их площади;

- перечень земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, с указанием местоположения, границ и прав владения и пользования участком;

- природные характеристики территории;

- иные сведения.

Статья 13. Порядок изменения категории и упразднения особо охраняемой природной территории в городе Москве

1. Изменение категории или упразднение особо охраняемой природной территории регионального, местного значения в городе Москве допускается по основаниям, указанным в настоящем Законе, и осуществляется Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.

2. Основанием для изменения категории особо охраняемой природной территории регионального значения является:

- необходимость усиления режима охраны особо охраняемой природной территории;

- чрезвычайная экологическая ситуация, повлекшая за собой гибель природных и (или) историко-культурных объектов, являющихся основой особо охраняемой природной территории, при наличии заключения государственной экологической экспертизы о возможности восстановления территории с приданием ей иной категории.

При изменении категории особо охраняемой природной территории границы данной территории пересмотру не подлежат.

3. Основанием для упразднения особо охраняемой природной территории регионального значения является:

- гибель природных и (или) историко-культурных объектов, являющихся основой особо охраняемой природной территории;

- гибель памятника природы или заповедного участка в целом.

Статья 14. Правовой режим использования земельных участков особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве

1. Участки особо охраняемых природных территорий предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям, организациям, осуществляющим охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий (дирекциям особо охраняемых природных территорий).

2. Земельные участки в границах особо охраняемой природной территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам, общественным и религиозным объединениям в рекреационных, физкультурно-оздоровительных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории.

3. Предоставление земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий гражданам и юридическим лицам в собственность, постоянное (бессрочное) пользование (кроме учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий) не допускается.

4. Распоряжение правами пользования земельным участком особо охраняемой природной территории (залог, продажа права аренды, субаренда и другие) не допускается.

5. Корректировка границ особо охраняемых природных территорий, приводящая к уменьшению их площади, запрещается.

Статья 15. Ограниченная хозяйственная деятельность на особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в городе Москве

1. Ограниченная хозяйственная деятельность на особо охраняемой природной территории может осуществляться лицами, которым до вступления в силу настоящего Закона был предоставлен земельный участок для этих целей, если данная деятельность не нарушает установленного режима охраны и использования.

2. После принятия решения об образовании особо охраняемой природной территории в соответствии с настоящим Законом хозяйственная и иная деятельность в границах территории приостанавливается до подписания охранных обязательств и внесения соответствующих изменений в документы, устанавливающие права владения и пользования земельным участком. В охранных обязательствах предусматривается обеспечение сохранности представленных на занимаемых землепользователями участках природных сообществ и объектов с соблюдением установленных режимов охраны и использования. Частью охранного обязательства является паспорт земельного участка с характеристикой представленных в его границах природных сообществ и объектов и оценкой их состояния, а также режимом охраны и использования данного участка. Оформление охранного обязательства осуществляет специально уполномоченный орган Правительства Москвы.

Статья 16. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве является систематизированным сводом регулярно обновляемых и дополняемых данных об особо охраняемых природных территориях в городе Москве.

2. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве является составной частью Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве ведется в целях:

- учета особо охраняемых природных территорий в городе Москве и оценки их состояния;

- оценки эффективности использования особо охраняемых природных территорий;

- повышения эффективности государственного контроля за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

- учета кадастровой информации при планировании социально-экономического развития города и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

3. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в городе Москве устанавливается Правительством Москвы в соответствии с федеральными нормативными актами и настоящим Законом.

4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве ведется по единым для Российской Федерации правилам с учетом специфики города Москвы, с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в городе Москве с земельным и градостроительным кадастрами города Москвы.

5. Исходным материалом для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в городе Москве является паспорт особо охраняемой природной территории.

6. Учреждения, организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, обязаны безвозмездно предоставлять специально уполномоченному органу Правительства Москвы данные, необходимые для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в городе Москве.

Статья 17. Экономический механизм охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Экономический механизм охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве включает в себя организацию финансирования и кредитования деятельности в области охраны особо охраняемых природных территорий в городе Москве, в том числе финансирования и кредитования комплексных программ в области охраны особо охраняемых природных территорий в городе Москве.

2. Финансирование и кредитование мероприятий по охране, содержанию и использованию особо охраняемых природных территорий, сохранению и восстановлению природных сообществ, растительного и животного мира осуществляется из средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, а также за счет средств, получаемых:

- от деятельности учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, не противоречащей их целям и задачам;

- в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам на особо охраняемых природных территориях в результате нарушения установленного режима;

- в порядке пожертвований и благотворительных взносов.

3. Финансирование мероприятий по охране, содержанию и использованию особо охраняемых природных территорий предусматривается в бюджете города Москвы отдельной строкой.

4. Учреждениям, организациям, осуществляющим охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации и города Москвы.

5. При осуществлении в установленном порядке природоохранных мероприятий, направленных на улучшение состояния земельных участков и природных объектов, для землепользователей может быть установлен пониженный размер арендной платы.

Статья 18. Экологическая экспертиза в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Обязательной государственной экологической экспертизе в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве подлежат:

- материалы, обосновывающие придание участкам территории города Москвы правового статуса особо охраняемых природных территорий, их границы и режимы особой охраны и использования, в том числе регулирования градостроительной деятельности;

- материалы, обосновывающие изменение категории или упразднение особо охраняемой природной территории;

- документация, обосновывающая хозяйственную и иную деятельность в границах особо охраняемых природных территорий в городе Москве и их охранных зон (за исключением лесохозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, где регулярно проводится лесоустройство);

- положение об особо охраняемой природной территории;

- проекты нормативных правовых актов города Москвы по вопросам образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий.

2. Проведение государственной и общественной экологической экспертизы осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Глава II. Особенности правового статуса отдельных категорий особо охраняемых природных территорий в городе Москве

Статья 19. Национальный парк

1. Национальный парк - особо охраняемая природная территория федерального значения, расположенная на территории города Москвы и имеющая особое природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное значение как уникальный природный комплекс, превосходящий по площади 500 гектаров, отличающийся высоким природным разнообразием и наличием редких или хорошо сохранившихся типичных природных сообществ, редких и уязвимых видов растений и животных.

2. Национальный парк образуется с целью сохранения его природного комплекса и биологического разнообразия.

3. Использование территории национального парка допускается в природоохранных, просветительских, научных целях и для регулируемого отдыха населения в специально выделенных для этой цели местах.

Статья 20. Природный парк

1. Природный парк - особо охраняемая природная территория, имеющая природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценный для города, крупный и целостный природно-территориальный комплекс, отличающийся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в условиях города видов растений и животных и благоприятными условиями для отдыха в природном окружении.

2. Природные парки в городе Москве образуются с целью сохранения крупных (свыше 100 гектаров) природно-территориальных комплексов и организации их рационального рекреационного использования.

3. Допускается использование специально выделенных участков природных парков в физкультурно-оздоровительных целях.

Статья 21. Природно-исторический парк

1. Природно-исторический парк - особо охраняемая природная территория, имеющая природоохранное, историко-культурное, просветительское и рекреационное значение как особо ценный для города природный комплекс и памятник отечественной истории и культуры.

2. Природно-исторические парки образуются на природных территориях, включающих памятники истории и культуры (садово-паркового искусства).

3. Природно-исторические парки в городе Москве создаются с целью сохранения природного комплекса и памятников истории и культуры в границах особо охраняемой природной территории. Ее использование допускается в культурно-просветительских и рекреационных целях.

Статья 22. Экологический парк

1. Экологический парк - специализированная особо охраняемая природная территория, предназначенная для отработки методов и приемов сохранения, восстановления и рационального использования территорий природного комплекса Москвы с учетом специфики их местоположения, экологизации градостроительной и хозяйственной деятельности на территории города, экологического просвещения и природоохранного воспитания населения.

2. На экологический парк кроме общих задач особо охраняемой природной территории возлагаются следующие задачи:

- разработка, апробация и доведение до стадии внедрения методов и приемов сохранения и восстановления биологического разнообразия на территориях природного комплекса Москвы;

- экологическое просвещение и природоохранное воспитание населения, а также экологическое образование специалистов системы городского управления;

- восстановление исчезнувших на территории города Москвы видов растений и животных и их расселение на особо охраняемых природных территориях в городе Москве;

- разработка, апробация и доведение до стадии внедрения экологически ориентированных методов и приемов содержания и использования городских земель различного функционального назначения: городских и пригородных лесопарков, усадебных парков, памятников природы и других категорий особо охраняемых природных территорий, зон массового отдыха, сельскохозяйственных угодий и других;

- разработка, апробация и доведение до стадии внедрения экологически ориентированных методов и приемов эксплуатации автомобильных дорог, инженерно-технических коммуникаций и других объектов производственного назначения, имеющихся на территориях природного комплекса Москвы.

Статья 23. Природный заказник

1. Природный заказник - особо охраняемая природная территория, образуемая с целью охраны природных и историко-культурных комплексов, естественных ландшафтов, сохранения или восстановления природных комплексов, биологического разнообразия или отдельных видов растений и животных, поддержания рекреационного потенциала природных территорий в пределах города.

2. В зависимости от объекта особой охраны природные заказники могут подразделяться на комплексные, ландшафтные, ботанические, фаунистические, орнитологические, энтомологические, гидрологические.

Комплексные заказники образуются на территориях природного комплекса Москвы, включающих памятники истории и культуры, памятники садово-паркового искусства.

Ландшафтные заказники образуются на территориях природного комплекса Москвы, отличающихся высоким ландшафтным разнообразием.

Ботанические, фаунистические, орнитологические, энтомологические заказники образуются на территориях природного комплекса Москвы, являющихся местообитаниями редких, находящихся под угрозой исчезновения или уязвимых в условиях города Москвы видов растений, животных нескольких групп, птиц или насекомых.

Гидрологические заказники образуются на территориях природного комплекса Москвы для сохранения и восстановления ценных водных объектов и систем, являющихся местообитанием редких, находящихся под угрозой исчезновения или уязвимых в условиях города Москвы видов растений и животных.

Статья 24. Памятник природы

1. Памятник природы - особо охраняемая природная территория, на которой представлены объекты живой или неживой природы (уникальные, редкие, хорошо сохранившиеся типичные), имеющие повышенную природоохранную, познавательную и историко-культурную ценность и значимость в масштабах всего города (памятник природы регионального значения) или административного округа (памятник природы местного значения).

2. В зависимости от объекта особой охраны памятники природы могут подразделяться на комплексные, геологические, гидрогеологические, геоморфологические, ботанические, дендрологические, зоологические.

3. Памятники природы образуются на территориях, где располагаются уникальные, редкие и наиболее сохранившиеся природные объекты, а также могут учреждаться в границах особо охраняемых природных территорий иных категорий.

Статья 25. Заповедный участок

1. Заповедный участок - особо охраняемая природная территория, предназначенная для использования в научных целях как объект биологического мониторинга или место постоянного или временного обитания редких или находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений.

2. Заповедные участки подразделяются на лесные, луговые, орнитологические, энтомологические, иные. Для территорий, являющихся местом временного обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, могут устанавливаться заповедные участки временного характера на период обитания названных видов животных.

3. Заповедные участки являются самостоятельной категорией особо охраняемых природных территорий, а также могут учреждаться в границах особо охраняемых природных территорий иных категорий.

Статья 26. Ботанический сад, дендрологический парк

1. Ботанический сад, дендрологический парк - особо охраняемые природные территории со специальной коллекцией растений, создаваемой в целях сохранения разнообразия растительного мира и осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.

2. Ботанические сады и дендрологические парки используются в научных, просветительских и рекреационных целях.

Статья 27. Городской лес

1. Городской лес - особо охраняемая природная территория, представляющая собой участок леса, расположенный в городской черте, и выполняющая средозащитные, климаторегулирующие, санитарно-гигиенические и рекреационные функции, оказывающие положительное влияние на экологическую обстановку и обеспечивающие благоприятные условия отдыха людей в лесной обстановке.

2. Охрана и использование территории городских лесов осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и иным законодательством.

Статья 28. Водоохранная зона

1. Водоохранная зона - особо охраняемая природная территория, образуемая на территориях природного комплекса города Москвы вдоль рек и (или) водоемов вне особо охраняемых природных территорий иных категорий в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, поддержания водных объектов в экологически благополучном состоянии, а также для сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

2. В пределах водоохранных зон в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, иными федеральными нормативными правовыми актами выделяются прибрежные защитные полосы с более строгим режимом, чем на иной части водоохранных зон.

Статья 29. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. В целях обеспечения режима особо охраняемой природной территории на прилегающих к ней территориях устанавливается охранная зона.

2. На территориях охранных зон устанавливаются ограничения хозяйственной и градостроительной деятельности, обеспечивающие снижение неблагоприятных воздействий на природные комплексы и объекты особо охраняемых природных территорий.

3. Границы охранных зон особо охраняемых природных территорий и режимы ограничения хозяйственной и градостроительной деятельности в этих зонах утверждаются Правительством Москвы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

4. При определении границ и размеров охранных зон особо охраняемых природных территорий учитываются функциональное назначение сопредельных с ними городских территорий, степень экологической опасности производственных и иных объектов на этих территориях, планы градостроительного развития и другая проектная документация, утвержденная в установленном порядке.

Глава III. Охрана и использование особо охраняемых природных территорий в городе Москве, государственный контроль за их состоянием

Статья 30. Режимы охраны особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. На особо охраняемых природных территориях в соответствии с зонированием выделяются участки, на которых не допускается хозяйственная деятельность.

2. На особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе:

- искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта;

- возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием особо охраняемой природной территории, без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

- проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;

- применение солей в качестве противогололедных средств без разрешения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;

- проведение рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля по 31 июля;

- нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на конкретной особо охраняемой природной территории;

- разведение костров, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы;

- заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исключением регулируемого сенокошения, осуществляемого с целью предотвращения зарастания лугов древесной растительностью);

- использование земель для садоводства и огородничества;

- повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников;

- самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков особо охраняемой природной территории;

- умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнезд и нор диких животных;

- пребывание посетителей с пневматическим и иным оружием, рогатками, сачками и другими орудиями отстрела или отлова животных;

- проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и без разрешения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;

- изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории.

3. На особо охраняемой природной территории в соответствии с ее зонированием разрешаются:

- строительство зданий и сооружений, прокладка дорог и инженерно-технических коммуникаций, необходимых для обеспечения охраны, содержания и использования особо охраняемой природной территории в соответствии с целями и задачами ее создания;

- ремонт, реконструкция объектов и сооружений (в соответствии с установленными нормативами), дорог (в утвержденных красных линиях) и инженерно-технических коммуникаций (в существующих границах охранных зон) на земельных участках, на которых допускается ограниченная хозяйственная деятельность;

- проведение работ, связанных с устранением аварийных ситуаций и ликвидацией их последствий.

Территории и природные объекты, нарушенные при производстве работ, подлежат восстановлению.

4. Пользователи земельных участков особо охраняемых природных территорий обязаны допускать на занимаемые ими земельные участки лиц, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий и контроль за соблюдением установленного режима их особой охраны и использования, а также лиц, выполняющих предпроектные изыскания, научно-исследовательские работы и проектные разработки по сохранению и развитию особо охраняемых природных территорий, при наличии разрешения специально уполномоченного органа Правительства Москвы.

5. В случае нарушения установленного режима использования земельного участка, а равно создания препятствий для посещения занимаемых участков лицами, указанными в части 4 настоящей статьи, граждане, должностные лица, юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с настоящим Законом, федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

В случае грубого либо повторного нарушения гражданами и юридическими лицами режима охраны и использования земельного участка договор аренды земельного участка подлежит расторжению, без права последующего его возобновления, в порядке, установленном законодательством.

При прекращении договора аренды пользователи освобождаемого земельного участка обязаны привести его в состояние, пригодное для использования в соответствии с назначением особо охраняемой природной территории.

6. В случае вывода с особо охраняемой природной территории хозяйственного объекта, не связанного с ее использованием, предоставление земельного участка в аренду иному пользователю допускается только для использования в соответствии с целями и задачами особо охраняемой природной территории.

Статья 31. Охрана особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Охрана особо охраняемых природных территорий осуществляется путем обеспечения соблюдения требований Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Лесного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и природопользования, а также настоящего Закона.

Охрана особо охраняемых природных территорий включает:

- наблюдение за состоянием особо охраняемых природных территорий;

- осуществление мероприятий по поддержанию особо охраняемых природных территорий в состоянии, соответствующем их назначению;

- реализацию комплексных программ, направленных на охрану особо охраняемых природных территорий;

- экономическое стимулирование деятельности по охране особо охраняемых природных территорий, в том числе установление льгот по налогообложению;

- привлечение к ответственности за несоблюдение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

- иные мероприятия.

2. Охрана зеленых насаждений и объектов животного мира на особо охраняемых природных территориях в городе Москве осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 32. Организация охраны особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Организация охраны особо охраняемых природных территорий возлагается на пользователей территорий, а также на специальную службу охраны особо охраняемых природных территорий - структурное подразделение учреждения, организации, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемой природной территории, (далее - служба охраны).

2. Объем полномочий служб охраны особо охраняемых природных территорий и инспекторов указанных служб определяется Правительством Москвы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей природной среды, особо охраняемых природных территорий, а также настоящим Законом.

Статья 33. Государственный контроль за состоянием особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Государственный контроль за состоянием особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, а также за осуществлением всех видов деятельности, оказывающих или способных оказать воздействие на природные объекты и комплексы особо охраняемых природных территорий, осуществляют специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды, специально уполномоченный государственный орган в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда, орган Правительства Москвы по архитектуре и градостроительству, органы государственной земельной инспекции, органы внутренних дел в пределах их компетенции, Управы районов города Москвы, а также специально уполномоченный орган Правительства Москвы.

2. Государственный контроль за состоянием особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

3. При передаче особо охраняемых природных территорий федерального значения в управление города Москвы государственный контроль в области организации и функционирования осуществляется в установленном настоящим Законом порядке.

Глава IV. Ответственность за нарушение режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве

Статья 34. Ответственность за нарушение режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Нарушение установленных режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также их охранных зон влечет за собой наложение в административном порядке штрафа:

- на должностных лиц в размере от 3 до 40 минимальных размеров оплаты труда;

- на граждан в размере от 1 до 20 минимальных размеров оплаты труда;

- на юридических лиц в размере от 50 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

2. Неподчинение требованиям и предписаниям органов или их должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за соблюдением режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве или их охрану, влечет за собой наложение в административном порядке штрафа:

- на должностных лиц в размере от 3 до 20 минимальных размеров оплаты труда;

- на граждан в размере от 1 до 10 минимальных размеров оплаты труда;

- на юридических лиц в размере от 20 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

3. Рассмотрение дел о нарушении режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, специально уполномоченным органом Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природными территориями и иными уполномоченными органами в пределах их компетенции.

4. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возместить причиненный вред. Размер ущерба, причиненного окружающей среде особо охраняемых природных территорий в результате нарушения режимов охраны и использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками и таксами, а при их отсутствии - по фактическим затратам на ее восстановление.

Глава V. Заключительные положения

Статья 35. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

2. Законы и иные нормативные правовые акты города Москвы приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Москва, Московская городская Дума

26 сентября 2001 года

№ 48