Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве

Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве

Статья 1. Общие положения

Настоящий Закон направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации, проживающих в городе Москве, путем введения учета иностранных граждан и лиц без гражданства на рынке труда, осуществляемого в целях выявления тенденций миграционных процессов в городе Москве и выработки рациональной миграционной политики.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Иностранный гражданин - лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.

2. Лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

3. Иностранная рабочая сила - лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно въехавшие на территорию Российской Федерации и имеющие намерение осуществлять трудовую деятельность в городе Москве.

4. Иностранные работники - лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно въехавшие на территорию Российской Федерации и осуществляющие трудовую деятельность в городе Москве.

5. Работодатель - российское либо иностранное юридическое лицо независимо от организационно-правовых форм и форм собственности либо гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, проживающее в Российской Федерации, осуществляющее наем иностранных работников.

6. Трудовая деятельность - выполнение за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде, а также иная приносящая доход деятельность, осуществляемая физическим лицом.

7. Разрешение - разрешительный документ на привлечение иностранной рабочей силы в Российской Федерации, который выдается работодателю в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Подтверждение - разрешительный документ на право трудовой деятельности иностранного гражданина в Российской Федерации, который выдается иностранным гражданам в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

9. Свидетельство о постановке на учет - документ, подтверждающий постановку на учет уполномоченным органом города Москвы иностранного гражданина или лица без гражданства в качестве иностранного работника, выдаваемый ему в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон распространяется на территорию Москвы и действует в отношении:

а) иностранных работников;

б) работодателей и их должностных лиц.

2. Настоящий Закон распространяется также на отношения, хотя и начавшиеся вне территории Москвы, но продолжающиеся на ее территории.

3. В случае если применение норм части второй настоящей статьи нарушает положения закона другого субъекта Российской Федерации, выбор приоритета между законами различных субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном договором между ними или федеральным законом.

4. Если федеральным законом или международным договором Российской Федерации, в выполнении которого участвует город Москва как субъект Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Основные принципы учета иностранной рабочей силы в городе Москве

Порядок учета иностранной рабочей силы в городе Москве определяется в соответствии со следующими принципами:

а) обеспечения защиты прав человека, равенства иностранных граждан и лиц без гражданства перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;

б) защиты интересов граждан Российской Федерации, проживающих в городе Москве, путем предоставления им права первоочередного трудоустройства на вакантные рабочие места;

в) обеспечения общественного порядка и законности, согласно которому на территории города Москвы не должна допускаться трудовая деятельность лиц, не имеющих на это законных оснований;

г) комплексности, согласно которому регулирование миграционных процессов в городе Москве осуществляется с учетом всех обстоятельств, в том числе координации соответствующих действий органов исполнительной власти и управления, осуществляемых в других регионах России.

Статья 5. Порядок оформления иностранной рабочей силы в городе Москве

1. Привлечение и использование иностранной рабочей силы в городе Москве осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

2. В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации на территории Москвы действует разрешительный порядок привлечения и использования работодателями иностранной рабочей силы.

3. Получение разрешительных документов на право трудовой деятельности в городе Москве обязательно для иностранных работников следующих категорий:

а) работающих на условиях найма по трудовому договору (контракту) с российскими и иностранными юридическими лицами, отдельными российскими и иностранными физическими лицами;

б) нанимаемых отдельными российскими, иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации, для использования их труда в личном хозяйстве;

в) осуществляющих профессиональную деятельность на территории Москвы по направлению иностранных юридических лиц, реализующих конкретные проекты на основе заключенных договоров и контрактов.

4. Обязательный порядок оформления разрешительных документов на право трудовой деятельности в городе Москве не применяется по отношению к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- официально признаны беженцами;

- постоянно проживают на территории Российской Федерации;

- получили убежище на территории Российской Федерации;

- подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание.

Также указанный порядок не применяется к иностранным гражданам:

- работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории Москвы;

- деятелям науки и культуры, работающим на территории Москвы в учреждениях, созданных в соответствии с российскими межгосударственными соглашениями;

- религиозным деятелям, осуществляющим свою профессиональную деятельность в официально зарегистрированных на территории Москвы религиозных организациях и обществах;

- корреспондентам и журналистам, аккредитованным в Российской Федерации;

- студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования;

- лекторам и инструкторам, приглашенным для чтения лекций и другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, находящихся на территории Москвы;

- командированным работникам для проведения монтажа (шеф-монтажа) технологического оборудования, поставляемого иностранными юридическими лицами;

- лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Иностранные граждане и лица без гражданства, предполагающие осуществлять на территории Москвы трудовую деятельность, но не попадающие в категории иностранных работников, указанные в частях третьей и четвертой настоящей статьи, встают на учет в органе исполнительной власти города Москвы, уполномоченном Правительством Москвы на осуществление такого учета.

Документом, подтверждающим факт постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет в качестве иностранного работника, является Свидетельство о постановке на учет.

Статья 6. Порядок учета отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих намерение осуществлять трудовую деятельность в городе Москве

1. Постановка иностранных граждан и лиц без гражданства, указанных в части 5 статьи 5 настоящего Закона, на учет и выдача им свидетельств о постановке на учет осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным Правительством Москвы на осуществление такого учета, на основании заявления иностранного лица или лица без гражданства.

Форма заявления и перечень прилагаемых к нему документов, а также форма Свидетельства о постановке на учет, порядок и сроки его выдачи утверждаются Правительством Москвы.

2. Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный Правительством Москвы, осуществляет прием и рассмотрение заявлений иностранных граждан и лиц без гражданства о постановке на учет в качестве иностранных работников, постановку на учет, выдачу свидетельств о постановке на учет, контроль за трудовой деятельностью иностранных работников.

3. Свидетельство о постановке на учет может быть оформлено на срок до одного года.

4. Плата за оформление и выдачу Свидетельства не взимается.

5. В случае утраты или порчи Свидетельства о постановке на учет по заявлению иностранного гражданина выдается его дубликат.

За выдачу дубликата взимается плата равная стоимости затрат на изготовление дубликата Свидетельства о постановке на учет.

6. Денежные средства, взимаемые в соответствии с настоящей статьей, подлежат зачислению в бюджет города Москвы и распределяются согласно закону о бюджете города Москвы на соответствующий год.

Статья 7. Порядок вступления настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней с момента его официального опубликования.

П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Москва, Московская городская Дума

19 сентября 2001 года

№ 51